Настольная игра «За тридевять земель»

Настольная игра «За тридевять земель» — первая и пока единственная разработка российской творческой группы «Студия 25». Автора игры зовут Олег Зиновьев. Эта ролевая приключенческая игра, рассчитанная на компанию от двух до шести человек, перенесет вас в сказочный мир, полный приключений и таинственных существ, одни из которых будут нам помогать, другие же захотят попробовать нас на вкус. Хотя кое-кто попытается убить просто так, от широты душевной.

Как и положено в нормальной ролевой игре, каждому игроку дается персонаж одного из доступных классов, которого он будет прокачивать и экипировать на протяжении всего игрового процесса.

Классы персонажей соответствуют традициям фэнтезийного жанра, но имеют названия, приближающие их к славянскому фольклору. Среди них есть крещеный кочевник (воин), басурманский чародей (маг), кулачный боец (послушник), княжеский егерь (лучник), лихой человек (вор) и воинствующий поп (паладин). Последний особо порадовал. Глядишь, в дополнениях еще и негр-куклусклановец появится.

Каждый персонаж имеет набор особых способностей, которые становятся доступны ему постепенно, по мере повышения уровня. Кроме того, некоторые предметы могут использоваться только определенными классами.

Игра состоит из шести последовательных приключений, связанных единым сценарием. Одна из особенностей игры заключается в том, что прогресс игроков сохраняется и переносится в следующее приключение.

Сундук со сказками
Сундук со сказками

Игроки представлены в игре специальными картами-планшетами и фишками. Фишки самые обычные, знакомые нам по примитивным детским играм советского периода. Надо сказать, это здорово портит сказочную атмосферу игры, поэтому чтобы не разрушать это очарование мы играли фишками из «Андора». Впрочем, фишкам из «За тридевять земель» тоже нашлось применение. Ими мы играли в «Манчкина».

Передвижение по игровому полю осуществляется с помощью кубиков. Но броском определяется не конечный пункт назначения, а дистанция, которую персонаж может пройти. К примеру, если выпало четыре, это не значит, что вы должны перейти на четвертое по счету поле. Это значит, что вы должны походить на первое, второе, третье или четвертое. А куда именно вы пойдете – решать только вам.

Кроме того, у некоторых персонажей может быть бонус скорости, который прибавляется к результату броска кубика.

Игровое поле выкладывается из карт, которые называются вехами. Вехи выкладываются рубашкой вверх и персонажи в процессе игры открывают их и выполняют указанные на них действия. Одни из вех убираются после отыгрыша, другие же остаются в игре до конца приключения.

Обратная сторона
Обратная сторона

Например, на карте может оказаться противник, который после победы над ним уходит в сброс. За убийство таких врагов, игрок, как правило, зарабатывает опыт, а иногда и какую-то добычу. Если вы раните такого врага, но проиграете схватку, другой игрок впоследствии может свободно его добить.

Но бывают и такие монстры, которые после победы над ними никуда не уходят. Их единственное предназначение – портить вам жизнь. Ни опыта, ни добычи за них не дают. Тут главное – просто унести ноги. Если такого противника ранить в бою, но не добить, он полностью восстанавливается. Впрочем, поскольку он постоянный, он восстанавливается, даже если его добить.

Некоторые противники могут стать добычей. После победы вы забираете добычу себе в инвентарь и можете использовать для определенных целей. Причем не обязательно в том приключении, в котором его добыли. С этим связано несколько интересных нюансов, но я не буду делать спойлеров, чтобы не лишать читателей удовольствия разведать все самостоятельно.

Снимаем крышку
Снимаем крышку

Кроме противников, на карте могут встречаться и другие объекты. Например, запертый дом, который можно взломать и обыскать. Иногда при этом можно найти особые предметы, используемые для выполнения различных квестов.

Кстати, далеко не все персонажи агрессивны. Некоторые могут давать вам различные задания, за выполнение которых вы получите дополнительные бонусы. А есть и такие, которых можно или вызвать на бой, или взять у них квест.

Случаются и конфликты интересов. Например, за голову персонажа, который дает вам задание, другим персонажем назначена награда. Приходится выбирать, поработать на него или зарубить. Впрочем, ничто не мешает выполнить его заказ, получить награду, убить его и отнести его голову заказчику. Все зависит только от ваших моральных принципов и от ваших оппонентов, которые могут иметь совершенно отличное от вашего мнение и завалить работодателя, пока вы пыхтите над выполнением квеста.

Хотя оппонента можно и наказать, если хватит сил. Наградой за победу над другим игроком становится одна вещь из его инвентаря.

Игровое поле
Игровое поле

Иногда игрок может получить себе в помощь спутника с уникальной возможностью, которая дает определенные преимущества в игре. Еще одна польза от него заключается в том, что можно переносить часть получаемых повреждений на него. То есть спутник – это ходячий резервуар с дополнительным запасом здоровья, которое можно потерять. Тут можно вспомнить профессора Фарнсворт из «Футурамы», который держал в штате Эми Вонг из-за того, что у нее была та же, что и у него группа крови.

Все изменения в статусе игроков и противников отмечаются специальными разноцветными маркерами. С их помощью ведется учет здоровья персонажей, их маны, расходуемой на использование специальных возможностей, а также их уровня и накопленного опыта.

Несмотря на общую линейность игры, каждое приключение может быть завершено различными способами. Это приятно оживляет игру и дает стимул для ее повторного прохождения.

Маркеры, фишки и кубики
Маркеры, фишки и кубики

В плане реиграбельности дела обстоят неплохо, но с некоторыми оговорками. Кое в чем переигрывать даже интереснее, чем играть впервые. Например, когда игроки проходят игру в первый раз, они стремятся разведать всю карту, чтобы выжать из игры максимум. Это приводит к тому, что зачастую игрок не пользуется подвернувшейся легкой возможностью быстро завершить приключение. Ну вот как можно взять и все закончить, когда половина вех еще не вскрыта? Наверняка там можно найти еще немало заманчивых вещей.

По этой же причине противостояние игроков тоже сведено к минимуму. Никто не стремится вырвать победу у других, пока не изведаны все тайны. При повторной игре основные моменты известны и процесс протекает куда жестче.

Но с другой стороны, все возможные варианты развития событий известны наперед. Вы всегда знаете, где и когда «выстрелит» тот или иной предмет, то есть дилемм типа «потратить нельзя оставить» больше не возникает.

Планшеты персонажей
Планшеты персонажей

Графическое оформление игры выполнено шикарно. Персонажи и объекты нарисованы очень тщательно и просто великолепно, за счет чего и создается неповторимая атмосфера игры. Кстати, в плане атмосферности игра «За тридевять земель» даст фору многим более знаменитым проектам.

Что не понравилось – текст на картах мелкий и темный, в связи с чем карту приходится поднимать с поля, чтобы прочитать ее свойства.

Еще один косячок – внизу на каждой карте написано имя художника, рисовавшего иллюстрацию (их в оформлении игры участвовало несколько) и название студии. Играть конечно не мешает, но атмосферности вредит. Еще бы выходные данные типографии на каждой карточке написали, чего уж мелочиться.

Ну и карты несколько тонковаты. Лучше, конечно, обзавестись протекторами.

Карты вех шести приключений
Карты вех шести приключений

Коробка игры имеет небольшую высоту и с виду больше напоминает коробку конфет. Внутри имеется удобный органайзер, в котором предусмотрен отдел для карточек каждого из приключений по отдельности. В каждом отсеке имеется ленточка, потянув за которую можно легко извлечь стопку карт из отсека.

На первый взгляд все удобно и продумано, но когда мы завершаем приключение и пытаемся сложить пакетики с сохранениями персонажей в коробку, ее низкие борта делают свое черное дело и коробка перестает нормально закрываться. Это происходит потому, что планшеты персонажей, лежащие вместе с сохранениями, не позволяют укладывать их в отсеки, поскольку имеют более крупные размеры (изначально они лежат просто сверху на органайзере).

Чтобы этого избежать, можно убирать планшеты персонажей из сохранений, но это не так удобно.

В игре есть несколько типов карт
В игре есть несколько типов карт

Раз уж заговорили о недостатках, рассмотрим их все, дабы больше к ним не возвращаться.

Прежде всего – недостаточно четко изложенные правила. В настоящий момент в группе «Студии 25» «Вконтакте» доступна их новая версия, которая тем не менее все равно не дает ответов на все вопросы. В процессе игры мне пришлось связываться с Олегом Зиновьевым, чтобы уточнить некоторые особенности игры. Хотя выяснилось, что один из моментов я сам прозевал. В правилах он есть.

Некоторые карты имеют неточности в описаниях. Список выявленных ошибок также выложен в упомянутой выше группе. Я сделал себе памятку с этими изменениями и чтобы постоянно в нее не нырять, сделал фломастером пометки на лицевой стороне нужных карт. Это не особо критично, поскольку таких карт всего пять.

Еще один недостаток – сюжетная составляющая и ее преподнесение персонажу.

Некоторые из противников
Некоторые из противников

В редакции правил, которая лежит в коробке с игрой, для легенды отводится целая страница, в которой разом описываются все отыгрываемые приключения. Попыток разделить повествование для удобства чтения между миссиями даже не сделано. Куда лучше было бы расписать краткий сюжет для каждого приключения на отдельных карточках и зачитывать перед их началом.

Да и завязка сюжета какая-то неправдоподобная. Какой-то старичок пытается продать путниками на привале всякие вещи, особо навязывая карту сокровищ. Все отказались и легли спать. Утром проснулись – старичка нет, а карта лежит. Типичный рояль в кустах.

А ведь набор персонажей такой, что сюжет можно закрутить как угодно. Например, вор украл у спящего старика карту, а другие путники его разоблачили. Скажем, украл, исповедался воинственному попу, а кто-то третий подслушал, взял четвертого в долю и так далее.

Многочисленные ошибки в правилах и даже на коробке – это еще один минус издания. Насколько я понял, текст корректором не просматривался даже вскользь. В нем то и дело встречаются словесные конструкции, вроде «что бы», «так же» в тех местах, где написание должно быть слитным, а один раз встречаются даже «одетые предметы».

Встречаются и такие места
Встречаются и такие места

На этом недостатки исчерпаны. Несмотря на их количество, достоинств у игры куда больше. Пусть блин и первый, но комом он, к счастью, не вышел. Игра реально классная. Затягивает даже любителей фэнтези, довольно сдержанно относящихся к настольным играм. Если хотите заманить в мир настолок поклонника компьютерных RPG, «За тридевять земель» вам здорово в этом поможет. Проверено.

Почивать на лаврах разработчики не собираются и планируют выпустить дополнение к игре. Пока о нем известно немного, но как минимум, появятся два новых класса – варвар и друид.

Кстати, специфика игры позволяет издавать дополнения самого различного плана. Например, можно разрабатывать сценарии как продолжений, в которые персонажи перейдут с накопленным ранее опытом, так и совершенно новых историй, в которых персонажи будут развиваться с нуля.

Также было бы здорово, если бы разработчики выпускали дополнения, позволяющие комбинировать карты из разных комплектов приключений. Это бы позволило игрокам создавать собственные сценарии.

Предметы
Предметы

Еще хотелось бы увидеть в игре сборные артефакты. Среди предметов попадается обломок меча. Неплохо было бы добавить для него вторую половину и возможность восстановить его в кузне при наличии молота.

Как вариант, такой меч можно попытаться усилить, скажем, при помощи древней руны, что превратит его в особо сильный артефакт, но улучшение удастся только при выбросе определенного значения на кубике. При неудачном исходе можно безвозвратно уничтожать и полученный меч, и руну. В общем, вариантов для творчества валом.

Органайзер
Органайзер

Тех, кого заинтересовала игра «За тридевять земель», могут скачать в Интернете ее демо-версию. Разработчики предлагают игрокам пройти одну миссию, демонстрирующую возможности игры. Демонстрационная миссия уникальна. В приключениях игрового комплекта ее нет. Версию для монохромной печати можно взять здесь, а для цветной – здесь.

Благодарю «Студию 25» за предоставленный для обзора комплект.

По вопросам написания обзоров пишите на admin@cherev.ru.

2 thoughts on “Настольная игра «За тридевять земель»

  1. Спасибо за хороший обзор!
    Будем работать над ошибками.

    Этот обзор включен в конкурс, который проводится в нашей группе. Голосование на лучший обзор состоится с 1 по 7 февраля.

    Поддержите своего! 😉

  2. Удачи вам. Очень надеюсь, что это будет далеко не последний ваш проект. А ошибки… На ошибках учатся 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*