Настольная игра «Холодная война: КГБ против ЦРУ»

Холодная война между США и СССР длилась более сорока пяти лет. За это время, не сталкиваясь напрямую на поле боя, две супердержавы проявили себя практически во всех локальных конфликтах и политически важных событиях, отстаивая свои интересы. В настольной игре «Холодная война: КГБ против ЦРУ» два игрока проверят себя в качестве глав двух знаменитых спецслужб и попытаются изменить ход истории.

Холодная война — это противостояние между двумя супердержавами, развернувшееся после окончания Второй мировой войны, которое продлилось без малого полвека. СССР и США боролись за влияние на мировой арене, продвигая каждый свою идеалогию. И хотя прямых боевых действий между этими государствами-гигантами не велось, они стояли за спинами участников военных конфликтов по всему миру.

Настольная игра «Холодная война: КГБ против ЦРУ» предлагает игрокам заглянуть за кулисы политической сцены. Да не просто заглянуть, а встать во главе спецслужб соперничающих супердержав и лично подергать за нити политических марионеток, чужими руками подминая под себя целые государства и пытаясь извлечь для себя пользу из происходящих в мире политических событий.

Холодная война в отдельно взятой коробке
Холодная война в отдельно взятой коробке

«Холодная война: КГБ против ЦРУ» вышла во Франции в 2007 году, а уже в следующем стала номинантом четырех премий — как лучшая игра для двоих человек, лучшая стратегия для двоих человек и два раза — как лучшая карточная игра. С тех пор она выдержала ряд переизданий и локализаций, а в 2014-м наконец-то вышла и на русском языке. К сожалению, это далеко не первый и, я уверен, не последний случай, когда в России игра выходит только тогда, когда в нее уже переиграло полмира. Особенно это неприятно, учитывая тематику рассматриваемой настолки.

Обратная сторона ящика Пандоры
Обратная сторона ящика Пандоры

Версия, выпущенная в России, является локализацией издания 2012 года от компании FFG. Несмотря на то что этот издатель известен прежде всего по играм в огромных коробках, ласково называемых в среде настольщиков «гробами», коробка с «Холодной войной» имеет очень компактные габариты. Она даже компактнее, чем «Цитадели». Внутри лежат колода карт, картонная форма с жетонами и правила. Это все, но больше ничего и не надо. Для политических закулисных интриг достаточно и этого.

Вот и все компоненты
Вот и все компоненты

В игре участвуют карты нескольких видов. Прежде всего это карты целей, за которые будет идти борьба. Целями могут быть либо государства, на которые соперники пытаются оказать свое влияние, либо важные политические события, ход которых желательно повернуть в свою сторону, так как это не только приносит победные очки, но и в будущем может сыграть свою роль в борьбе за власть.

У каждой цели есть определенный предел стабильности. Чтобы добиться над ней большего влияния, нужно приблизиться к этому пределу как можно ближе. В идеале — достичь его. Но если неаккуратными действиями игрок превысит данный предел, это чревато гражданскими беспорядками, которые, в свою очередь, приводят к раскрытию и гибели агентов, а соответственно, и к полному провалу миссии.

Примеры карт целей
Примеры карт целей

Второй вид используемых в игре карт — это карты социальных групп, манипулируя которыми главы спецслужб добиваются своих целей. Всего таких групп четыре, и каждая из них используется соответствующим ей образом.

Военные группы используются для ликвидации любых групп, кроме самих себя. С их помощью можно уничтожать группы противника и даже свои собственные, которые «раскачивают лодку» и могут привести к гражданским беспорядкам. К числу военных относятся генералы, пехота, полиция, наемники, ополченцы и партизаны.

Военные группы
Военные группы

Политические группы представлены в игре правительством, оппозицией, фундаменталистами, националистами, профсоюзами и студентами. Политики занимаются тем, что переманивают подчиненные противнику группы на сторону своего родного управления и, наоборот, могут передавать ему какие-то из своих групп, рассчитывая нарушить этим хрупкий баланс.

Политические группы
Политические группы

Учитывая, что в борьбе за каждую цель соперники могут использовать не более установленного для нее количества групп, военные и политики наиболее эффективно используются для регулировки их численности.

Экономические группы, к числу которых относятся банкиры, магнаты, промышленники, пищевики, мафия и рабочие, необходимы для активации и деактивации групп прочих типов.

Экономические группы
Экономические группы

Для того чтобы воспользоваться свойствами любой из групп, она должна быть активной. Поле этого ее карта поворачивается на бок и считается неактивной. Экономисты могут изменять статус групп, благодаря чему их можно использовать по нескольку раз или, наоборот, деактивировать без применения свойств — такие штуки очень полезно проворачивать с потенциально опасными группами врага.

Общественные группы — это источники информации. Среди них — телевидение, радио, газеты, телефонные сети, благотворители и художники. Из этих источников спецслужбы черпают сведения, которые позволяют им более эффективно проводить вербовку.

Общественные группы
Общественные группы

Вербовка групп в игре происходит следующим образом: игрок берет из лежащей в закрытую колоды групп верхнюю карту и кладет ее перед собой. Группа считается завербованной, но уровень ее полезности в текущий момент может очень отличаться, в зависимости от обстановки. Общественная группа позволяет посмотреть верхнюю карту и по своему выбору взять ее, вернуть на место или переместить под низ колоды. То есть игрок не только принимает решение о том, нужна ли ему эта группа, но и в случае отказа от нее может сделать ее недосягаемой и для противника.

Также все без исключения группы приносят своему владельцу очки влияния. Тот, кто наберет их больше, не превысив параметр стабильности цели и не вызвав тем самым беспорядков, оказывает на нее наибольшее влияние. В случае если очки совпадают, победитель определяется с помощью приоритета групп, который у каждой цели свой.

КГБ почти прибрал к рукам Заир
КГБ почти прибрал к рукам Заир

На мой взгляд, борьба за влияние — это самый интересный момент игры. Однако победа в этой фазе еще не означает достижение текущей цели. Далее из тени выходят ведущие операцию агенты, свойства которых могут изменить исход дела самым непредсказуемым образом.

В начале игры у главы каждой спецслужбы есть по шесть агентов, которые абсолютно идентичны агентам соперника. Это директор, киллер, аналитик, двойной агент, замдиректора и шпион. Должности, конечно, интересные, однако локализаторы комментируют такое неправдоподобие тем, что такая «штатка» используется для удобства игроков, что в принципе вполне логично.

Агенты КГБ в полном составе
Агенты КГБ в полном составе

В каждой операции участвует по одному агенту от каждой из спецслужб, личность которых чаще всего противникам неизвестна. По результатам борьбы за влияние они используют свои специальные способности, что в итоге и определяет, кому достанется цель, если она вообще кому-то достанется.

Директор — один из самых мощных агентов. В процессе противостояния он ведет сложную запутанную игру, вследствие которой он захватит сразу две цели, если одержит победу в раунде. Вторая цель берется с низа соответствующей колоды. Поэтому его нужно беречь и не рисковать им без крайней необходимости.

Киллер — это боец. В случае большего влияния своей спецслужбы на цель он уничтожает агента противника, участвующего в операции. Но цель при этом уходит под низ колоды, и очков за нее никто не получает. Поэтому киллера стоит использовать лишь для устранения наиболее опасных агентов. Я вообще редко пользуюсь киллером, если вражеские киллер и шпион устранены.

Шпион — очень хитрый агент. Он переворачивает итоги всей операции с ног на голову и отдает победу над целью стороне, набравшей меньше всего очков влияния. Поэтому, если ваше влияние на цель выше, чем у противника, не спешите радоваться. Возможно, что это просто хитрый трюк. Или блеф.

А это - агенты ЦРУ
А это — агенты ЦРУ

Вражеского шпиона, как и киллера, лучше всего вывести из игры пораньше, используя киллера или спровоцировав противника на гражданские беспорядки. В таком случае агенту конец: правительство от него открещивается и он выходит из игры.

Но как же узнать, кто из вражеских агентов «в деле»? Здесь можно рассчитывать только на интуицию или на двойного агента. Этот ценный кадр позволяет в следующем туре, перед выбором персонажа, посмотреть, какого агента выбрал для себя противник. Информация, добытая двойным агентом, используется даже в том случае, если в конце предыдущего раунда его устранил вражеский киллер.

Другая возможность двойного агента позволяет ему отправлять в отпуск любого агента из штаба неприятеля. Агент, находящийся в отпуске, не может участвовать в следующем раунде. Сами по себе агенты уходят в отпуск после выполнения задания, так что использовать их по два раунда подряд нельзя. Но замдиректора это не касается. Он никогда не уходит в отпуск, и его невозможно убить ни в ходе гражданских беспорядков, ни с помощью киллера. Он всегда возвращается в свой штаб-квартиру. Если противник умудрился истребить всех ваших агентов, можно продолжать игру одним замдиректора.

ЦРУ плетется далеко в хвосте
ЦРУ плетется далеко в хвосте

Аналитик не способен повлиять на исход текущий операции, но способен оказать неоценимую помощь при подготовке следующей. Игрок, сыгравший аналитика, перед началом борьбы за влияние в следующем раунде может посмотреть три верхние карты групп и вернуть их на место в любом порядке. Поскольку к этому моменту уже известно, кто из игроков будет ходить в текущем раунде первым, преимущества, которые дают собранные аналитиком данные, сложно переоценить.

В конце раунда игрок, захвативший цель, добавляет себе награду в виде установленного за эту цель количества очков, и игра продолжается, пока кто-то не достигнет отметки в сто очков, что будет означать его победу в игре.

Но победные очки могут теряться. Это случается, если игрок решит разыграть одну из карт мероприятий, захваченных им ранее в процессе игры. Например, сбросив карту саммита, он может узнать личность вражеского агента, а олимпиада позволяет вернуть в строй устраненного агента. Но использование этих карт удаляет из общего счета победные очки, которые они приносили. Правда, дают за такие карты немного и их использование обычно приносит больше пользы, чем ущерба. Хотя ситуации, конечно, бывают разные.

«Холодную войну: КГБ против ЦРУ» я бы назвал весьма необычной настолкой. Настолько глубокие стратегические игры обычно предполагают наличие игрового поля, огромной кучи компонентов и увесистой книги правил. Здесь же — и манипуляция народными массами, и охота за вражескими агентами, и свойства агентов, позволяющие создать благоприятные условия для начала следующего раунда, когда еще не закончен предыдущий. А реализовано все это с помощью колоды карт и пяти картонных жетонов. Это однозначно позволяет рекомендовать игру самому широкому кругу игроков.

Статья написана для проекта poisk-podbor.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*