Настольная игра «Ужас Аркхэма»

После падения Советского Союза пустые прилавки книжных магазинов начали быстро наполняться разномастной литературой, которая раньше в нашей стране по разным причинам не издавалась. Немалую часть этого изобилия составлял лютый хлам, который мог продаваться только в тот период. Потребителю было сложно ориентироваться в незнакомых именах и названиях, так что нередко книги покупались просто из-за экзотических для советского глаза обложек.

Но наряду с этой макулатурой пришли и другие, хорошо известные за рубежом авторы, которые в нашей стране либо вообще не издавались, либо издавались очень избранно, ограниченным тиражом и с существенными сокращениями.

Говард Лавкрафт был одним из таких свежеоткрытых для русского читателя классиков. Первыми его книгами, которые мне довелось прочесть в юности, были, если не ошибаюсь, «Тварь на пороге» и «Реаниматор». Книги меня зацепили и я по возможности старался не упускать возможности прочитать что-то еще от понравившегося автора.

Я читал эти книги ночью в пустом доме при свете торшера, где за кругом света поджидала темнота и это было нереально круто.

Атмосфера начинается с коробки
Атмосфера начинается с коробки

Прошло больше двадцати лет, мои литературные вкусы изменились, интерес к Лавкрафту ослаб, но приятное «послевкусие» от его книг сохранилось до сих пор. Поэтому, узнав о существовании настольной игры «Ужас Аркхэма», я был заинтригован и подумал, что было бы неплохо обзавестись ею при случае.

Случай представился, когда я решил избавиться от дубликатов из своей настольной коллекции и выставил их для обмена на «Тесере». Один из пользователей ресурса предложил мне эту игру, я с радостью согласился и через некоторое время стал счастливым обладателем «Ужаса Аркхэма».

Итак, действия игры разворачиваются в 1926 году, в хорошо известном поклонникам Лавкрафта городке Аркхэме, что в Массачусетсе. В нем начинают происходить жуткие события. В различных местах открываются врата в потусторонние миры, через которые в Аркхэм проникают орды монстров.

На днище изображены многочисленные компоненты
На днище изображены многочисленные компоненты

Но это только начало. Если не закрыть все врата, то вскоре пробудится один из великих Древних, что повлечет за собою конец света.

По счастливому стечению обстоятельств, в городе оказываются несколько человек, которым известно о надвигающейся угрозе. У каждого из этих людей есть своя драматическая история, которая привела их на недобрые улицы Аркхэма. То, как эти истории будут развиваться дальше — зависит от игроков.

Команда героев-сыщиков исследует город в поисках улик, дерется с монстрами, проникает в Иные миры и запечатывает врата. Ведь если открытых врат станет слишком много, проснется Древний, сладить с которым будет непросто.

Некоторые из доступных Древних
Некоторые из доступных Древних

Аркхэму угрожает один из восьми доступных Древних, каждый из которых оказывает свое влияние на ход игры. Например, последователи Ктулху имеют жуткий вид и у сыщика есть хороший шанс спятить при встрече. А о скором пробуждении Итаквы дают знать ледяные ветра. Сыщики, оставшиеся ночью на улице, рискуют замерзнуть. Ну и так далее.

Древний спит чутко, поэтому также может проснуться от такой ерунды, как повышенная атмосфера безысходности в городе, большое количество монстров в нем или отсутствие новых монстров, которые могли бы проникнуть в город. Так что пускать события на самотек нельзя ни в коем случае.

Каждый из сыщиков имеет какие-то особенности, отличающие его от коллег. Это может быть какое-то оружие в инвентаре, заклинание, уникальная способность или что-то еще.

А вот и герои
А вот и герои

Также у каждого из героев есть ряд характеристик. Некоторые из них игрок может менять в процессе игры по своему усмотрению, другие же изменяются только за счет некоторых событий.

Среди более постоянных значений — рассудок и здоровье сыщиков. Сумма этих показателей у каждого персонажа равняется десяти, но распределены они по-разному. Игроки с хорошим здоровем — хорошие бойцы. Они отлично подходят для зачистки улиц от чудовищ, выползающих из открытых врат.

Сыщикам с высоким показателем рассудка лучше делать упор не на оружие, а на мощные заклинания. Они успешно борются с монстрами, имеющими сопротивление, а то и полный иммунитет к физическому урону.

Лист персонажа в боевой готовности
Лист персонажа в боевой готовности

Кроме того, у игроков есть такие характеристики, как скорость, скрытность, бой, воля, знание и удача. Эти значения могут многократно меняться в процессе игры. Но если одно из них увеличивается, то еще одно обязательно уменьшается. Так что к выбору способностей стоит подходить ответственно.

Изменения в характеристиках осуществляется с помощью специальных маркеров-бегунков на листе персонажа. Количество значений, на которое они могут быть передвинуты за один раз, зависит от собранности вашего героя.

Карта Аркхэма размечена на улицы и локации. Улицы — это в основном поля боя с монстрами. Локации же — куда более интересные места. Здесь можно отыскать улики, заработать денег, купить оружие и прочие полезные вещи, пообщаться с жителями города и даже взять кого-нибудь из них в помощники. Именно в локациях открываются врата, через которые в город проникают различные чудовища.

Пакет с монстрами
Пакет с монстрами

Количество доступных монстров очень велико. Как и у сыщиков, у них есть свои параметры, которыми они отличаются друг от друга. Бдительность позволяет им обнаруживать игроков, пытающихся прокрасться мимо, чтобы избежать боя.

Показатель ужаса нужен для проверки воли сыщика перед боем. Если сыщик дрогнет при встрече лицом к лицу с монстром, то лишится какого-то количества рассудка, в результате чего может оказаться в психиатрической лечебнице.

Стойкость монстра указывает, сколько ударов он может вынести, а боевой рейтинг отмечает его силу в бою.

Хрупкий исследователь Мэнди Томпсон кромсает маньяков топором
Хрупкий исследователь Мэнди Томпсон кромсает маньяков топором

Кроме того, у некоторых монстров есть особые способности и свойства, нередко взаимодействующие с погодными условиями. Скажем, огненные вампиры не могут проникнуть в Аркхэм, если в городе идет дождь, а летучие твари не могут передвигаться в тумане, в котором так сподручно прятаться сыщикам.

А вообще монстры ведут себя непредсказуемо. Они могут долго простоять на одном месте, а затем начать шастать по улицам, словно медведь-шатун. Поэтому у игроков очень часто есть выбор: сразиться с очередным уродцем или обойти его десятой дорогой. Но если в городе и на его окраинах шатается слишком много чудищ, в городе повышается уровень ужаса. При этом ваши потенциальные помощники начинают уезжать из города, а магазины закрываются.

События в игре регулируются картами, которых здесь огромное количество. Благодаря массе нюансов, игра каждый раз развивается по-своему. На это влияют такие вещи, как угрожающий Аркхэму Древний, участвующие в игре сыщики, происходящие события, погода, слухи и прочее.

Сейчас сыщики одновременно закроют последние врата и победят
Сейчас сыщики одновременно закроют последние врата и победят

Все, что я здесь написал — очень поверхностное описание игры. Расписывать все детали не вижу смысла. Не секрет, что лучше прочесть книгу, чем послушать пересказ. С игрой то же самое. Лучше самому все попробовать, испытав все приключения на своей картонной шкуре.

Кстати, нередко говорят, что настольная игра «Ужас Аркхэма» отличается очень сложными правилами. На самом деле, правила по сути довольно простые. Ход разделен на несколько фаз, а все детали расписаны прямо на картах. Нужно запомнить всего лишь ряд базовых принципов. Вот только эти принципы так разбросаны по всей книге правил, что хочется посмотреть в глаза автору и поинтересоваться, за что он ненавидит настольщиков.

Что характерно, игра выдержала ряд редакций и за это время давно можно было бы привести правила в порядок, но видно до этого никому нет дела. Немного спасают ситуацию вынесенные в конец основные положения и рубрикатор, но там есть далеко не все.

А так «Ужас Аркхэма» мне очень понравился. Очень глубокая атмосферная кооперативка с высокой реиграбельностью и большой продолжительностью партии (наш рекорд составил семь часов двадцать минут). Возможно, со временем обзаведусь и дополнениями для нее.

Очень рекомендую.

2 thoughts on “Настольная игра «Ужас Аркхэма»

  1. Прекрасная игра! Потрясающая атмосфера!
    Каждый раз с нетерпением предвкушаю эпичную партию полную неожиданностей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*