Настольная игра «Талисман»

Очередной обзор посвящен популярной настольной игре «Талисман». Игра впервые была выпущена аж в 1983 году, но к настоящему времени не только не была забыта, но еще и выдержала ряд переизданий и обросла дополнениями, которые, впрочем, на русском языке пока еще не издавались. В этой статье я расскажу о четвертой редакции этой игры.


Сюжет игры

Действие настольной игры «Талисман» разворачивается в сказочных местах, называемых землями Талисмана. Когда-то давно этой страной правил могучий волшебник. Порядок в непростом регионе он поддерживал с помощью могущественного артефакта, называемого Короной Повелений.

На закате своих лет старик задумался, кому передать бразды правления государством и не придумал ничего лучшего, как спрятать магическую корону в самом неприступном и опасном месте своих земель, поставив охранять ее самых жутких созданий, которых ему удалось призвать, после чего спокойно помер.

Задумка была такова, что если герою, претендующему на роль правителя земель Талисмана, хватит отваги, сил и мужества на то, чтобы добыть эту корону, то лучшего кандидата на этот пост уже не найти.

Коробок с приключениями
Коробок с приключениями

Но герой как-то измельчал и все претенденты на заманчивую вакансию неизменно складывали свои буйны головы на подступах к заветной цели.

Между тем, без магического покровительства земли Талисмана захирели, наполнились разбойниками, дикими животными и магическими тварями, некоторые из которых даже превзошли по мощи и ярости стражей, приставленных волшебником к магической короне.

Вам с друзьями предстоит возглавить очередную партию соискателей, которые будут бороться с опасностями этой таинственной земли, а также друг с другом. Ведь натянуть одну корону на две головы непросто.

Что в комплекте

В крупной коробке, на крышке которой изображена сцена битвы героев с драконом, находятся сложенное игровое поле и книга правил, под которыми скрывается удобный пластмассовый органайзер с кучей игровых компонентов. Игра попала ко мне в уже вскрытом состоянии, так что я не в курсе, как это было упаковано на заводе. Наверняка часть компонентов изначально находилась на формах.

Органайзер прекрасно продуман
Органайзер прекрасно продуман

В ячейках органайзера лежат две стопки карт, пластмассовые конусообразные фишки трех цветов, обозначающие силу, умение и жизнь персонажей, двухсторонние круглые жетоны судьбы, пластмассовые монетки, шесть шестигранных костей, карты персонажей с описанием их свойств и характеристиками, а также четырнадцать прекрасно детализированных миниатюр доступных персонажей и четыре пластмассовых жабы, в которых эти персонажи будут периодически превращаться.

Сокровищница
Сокровищница

 

Персонажи

Каждый из персонажей имеет свой набор характеристик, среди которых сила, умение и жизнь.

Показатель силы влияет на эффективность героя в рукопашном бою.

Развитое умение нужно для поединков воли, в которые героев втягивают бесплотные духи, а также некоторые из персонажей.

Жизнь — показатель здоровья вашего персонажа. Тут вроде все ясно.

Карты персонажей
Карты персонажей

Кроме того, у каждого из героев есть ряд специальных умений, дающих ему особые преимущества в игре. Например, один может приручать диких зверей, вместо драки с ними, после чего они будут ходить с ним и защищать его в драке. Другой может произвольно менять характер (добрый, нейтральный, злой), подстраиваясь под текущую ситуацию. Третий может добавить свое базовое умение к силе во время боя и так далее.

Трудно быть жабой
Трудно быть жабой

Мне часто приходилось встречать нарекания, что персонажи плохо сбалансированы, но это верно лишь отчасти. Скажем, один игрок может иметь на другим ощутимое преимущество в бою. Но бои между персонажами в «Талисмане» занимают далеко не центральное место. Да и не обязательно действовать на врага грубой физической силой. Например, Вор может просто украсть у более сильного соперника оружие и убежать. А чтобы наказать такого хитреца, его нужно еще догнать, что не так просто, как может показаться.

Миниатюры
Миниатюры

Игровой процесс

Игровое поле разделено на три региона: внешний, средний и внутренний. Магическая корона хранится в самом сердце внутреннего региона, отделенного от внешнего мира магическим порталом. Преодолеть портал в основном можно прокачав одну из двух характеристик: силу или умение.

А земля-то квадратная
А земля-то квадратная

Кроме того, последним рубежом на подступах к бесценному артефакту является Долина Огня, пройти которую может только герой, завладевший магическим Талисманом, в честь которого игра получила свое название. Так что для того, чтобы добыть Корону Повелений, герои должны достаточно прокачаться, попутно отыскав Талисман, без которого за порталом делать нечего.

Легендарный Талисман
Легендарный Талисман

Но и это еще не все. Захваченную корону нужно удержать в своих руках, иначе соперники могут вырвать ее буквально из ваших рук. В общем, задачка предстоит не из простых.

Персонажи передвигаются по землям Талисмана, бросая кубик. Да-да, древний «кинь-двинь». Но направление движения можно выбирать произвольно. Еще можно использовать специальные жетоны судьбы, чтобы перебросить один кубик. Но эти жетоны ограничены, а восстанавливать их, играя незлым персонажем, проблематично.

Недостаток архаичной механики сглаживается тем, что большинство игровых полей предусматривает взятие из колоды карт приключений, на которых находятся события, с которыми герои сталкиваются во время своих странствий.

Приключения, поджидающие героев
Приключения, поджидающие героев

Очень часто это бывают встречи. Причем, не всегда с дружелюбными персонажами. С врагами приходится сражаться и каждая победа приносит в копилку героя очки, которые тратятся на развитие характеристик.

В числе прочего в приключениях игрокам попадаются различные места, вроде болота, лабиринта, жилища какого-то персонажа и прочих интересных локаций. Эти места остаются лежать на делении. То есть, стандартный в начале каждой игры мир, в процессе партии меняется за счет замещения новыми локациями прежних.

В пути герои могут брать в компанию попутчиков (в русской локализации их почему-то назвали помощниками, что не всегда соответствует действительности) и находить различные полезные предметы, среди которых может попасться и Талисман.

Можно добыть Талисман и другими способами. Например, его подарит отшельник, который живет где-то в землях Талисмана, а еще в среднем регионе обитает колдун, который даст вам Талисман в награду за выполнение определенного квеста.

Заклинания
Заклинания

Но связываться с колдуном небезопасно: пока вы не выполните его задание, он не позволит открыть Портал Власти. Так что можно выполняя квест найти Талисман, но не иметь возможности пройти сквозь портал, так как он для вас закрыт колдуном.

Между тем, попасть в средний регион, тоже не так уж и просто. Он отделен от внешнего региона широкой рекой, единственный мост через которую охраняется огромным каменным Стражем, который не пропустит никого без боя. А боец он сильный. Даже свирепые драконы блекнут на его фоне.

Но если разжиться топором, то в лесах можно построить плот и переплыть на нем реку. А изредка нас могут просто телепортировать в средний регион.

Впечатления

Для себя я охарактеризовал «Талисман», как игру-парадокс. Дело в том, что я не особо жалую игры, в которых большую роль играет случайность. Мне нравится, когда исход в большей степени зависит от расчета игрока: настольная «Игра престолов», Dangeon Twister, шахматы наконец. Даже отличный «Терминатор: Да придет спаситель» меня немного разочаровал битвами на костях.

«Талисман» же мне понравился, хотя в нем рандомно все: движение, бой, различные проверки, локации… Ты идешь, скажем, на равнину, но понятия не имеешь, что там с тобой случится, как отразится это на дальнейшей партии вообще и на твоем персонажи в частности. И это здорово. Это — настоящее приключение, а приключения по расписанию — это уже какая-то нудятина. А особенности персонажа позволяют реагировать на события так, чтобы максимально использовать их в своих целях.

Например, в одной из первых игр Тролль (изначально самый физически сильный персонаж) пробился к Короне Повелений и с ее помощью начал уничтожать конкурентов. Не считая своей начальной силы, во время игры он еще и подкачался, да к тому же еще обзавелся кучей артефактов, повышающих его силу еще больше. Ему даже потребовался конь, чтобы возить все это добро.

Тот самый бой
Тот самый бой

К нему на последнем дыхании добралась Чародейка. Она тоже поднабрала сил, но по сравнению с Троллем выглядела достаточно жалко. Она сразу же навязала ему поединок воли, на что игрок, играющий Троллем, лишь усмехнулся, хотя его умение было существенно ниже. Он считал, что может позволить себе проиграть раунд, так как в следующем он атаковал бы первым и размазал бы Чародейку по ступеням перед короной.

Однако Чародейка, победив в раунде поединка воли, не только отобрала у Тролля Рунный Меч, но попутно, используя специальное умение, увела у него и коня.

Без коня Тролль растерял большинство своих побрякушек и вооруженная Рунным Мечом Чародейка сравнялась с ним в силах. В общем, в итоге Тролль проиграл эту битву, хоть это и казалось невозможным.

Еще хочется сказать о некоторой недоработке правил, из-за которой в игре часто возникают спорные ситуации. Например, на некоторых участках поля берется не одна, а несколько карточек приключений, которые разыгрываются в порядке так называемых чисел встречи.

Однако иногда эти числа совпадают, а порядок, в котором будут сыграны карты, может очень сильно влиять на дальнейшее развитие событий, вплоть до смерти кого-то из персонажей.

К счастью, компания FFG дала ответы на частые вопросы (FAQ) о «Талисмане». Свой перевод на русский я выложу вслед за этим обзором.

Компоненты и локализация

Качество компонентов игры очень высокое. Картон жетонов и поля прочный, плотные приятные на ощупь карты, звонкие монеты, красивые кубики… А уж как хороши миниатюры — это вообще что-то.

Вот такая детализация
Вот такая детализация

Единственное, что не понравилось — фишки характеристик имеют вид гладких пластмассовых конусов, которые постоянно норовят выскользнуть из рук.

А вот с локализацией дела обстоят не так уж гладко.

Начнем с того, что названия некоторых терминов просто заменены на другие, без каких либо видимых оснований.

Взять, к примеру, уже упомянутых попутчиков или спутников (Followers). В локализации они непонятно почему стали помощниками. Помощники должны помогать, но в их числе есть Полтергейст, полезность которого зависит от ситуации (он заставляет игрока двигаться по одной клетке, вместо броска кубика) и откровенно вредная Ведьма, которая вынуждает игрока отправить в сброс всех других спутников и таскается за ним, препятствуя взятию новых. Избавиться от нее можно только в деревне или на пропасти, куда еще нужно попасть. А движение по кубику иногда сильно осложняет эту задачу.

Хорош помощничек
Хорош помощничек

Судя во всему, переводчик сам прекрасно видел, что назвать такого Follower помощником — сущее издевательство над игроками. Но решил эту проблему очень оригинально: Ведьма превратилась в Проклятие Ведьмы. Помощник Проклятие Ведьмы — как вам такое?

Еще момент. Игрок может нести только четыре предмета. Для увеличения грузоподъемности он может использовать мулов, из которых может собрать целый караван. Нормальная ситуация.

Переводчик зачем-то назвал мулов конями. Вообще, конечно, на игру это не влияет, но просто по-человечески, нафига?

Настольная игра «Талисман»

Также в переводе есть и конкретные ляпы, которые уже влияют на игровой процесс. Работая над переводом FAQ к «Талисману», я выявил как минимум две ошибки.

Первая касается свойства Дварфа, который в Шахтах бросает только два кубика (You need only roll 2 dice in the Mines). В русском переводе говорится об одном кубике.

Неправильный Дварф
Неправильный Дварф

Другая неточность обнаружилась в описании жезла. Это магический предмет, который позволяет игроку всегда иметь как минимум одно заклинание, если его умение это позволяет. Вот как выглядит описание в английском варианте: «You may always have at least 1 Spell if your Craft allows (gain a Spell each time you cast your last Spell».

То есть, игрок может взять одно заклинание, потратив последнее, но вовсе не обязан этого делать, в отличие от способности Волшебника, которая вынуждает его брать карту в любом случае: «During the game, you always have at least one Spell. (Gain a Spell each time you cast your last Spell)».

Такая особенность жезла актуальна, если есть подозрение, что наверху лежит какое-то ненужное игроку заклинание, которое попусту забьет ему руку и не даст впоследствии взять действительно полезное заклятье.

В русском переводе свойство жезла просто приравняли к способности Волшебника, заставляя игрока брать карту независимо от того, хочет он этого или нет.

Жезл по-русски
Жезл по-русски

Как я уже говорил, эти ошибки случайно выявлены во время перевода FAQ, где упоминается лишь малая часть различных терминов и понятий игры. Сколько еще косяков в переводе, мне неизвестно.

И еще…

Напоследок я хочу дать пару полезных ссылок, касающихся этой прекрасной игры.

Вот на всякий случай полная версия FAQ на английском языке.

Здесь прекрасная англоязычная Wiki по игре.

А вот тут версия игры для Android. Правда, она рассчитана на соло-режим с различными миссиями, так что правила несколько модернизированы, что иногда сбивает с толку. Например, при взятии в попутчики Ведьмы, другие спутники выкладываются на поле в том месте, где они ее взяли. Хотя в оригинале они уходят в сброс. Также часть заклинаний перекроена под одиночную игру.

Приятных приключений в загадочном мире «Талисмана».

4 thoughts on “Настольная игра «Талисман»

  1. А никто не пробовал переводить её на андройд? Если что, стучит на kamino.85@mail.ru Подскажие ещё что-то подобное, не в стиле монополии.

  2. Камино, попробуйте Runebound и Descent.

  3. А где-нибудь можно взять подробные снимки каждого компонента игры (интересуют карты), в помощь к переводу на русский язык цифровой версии?

  4. Александр, не знаю. Я свою уже продал, так что помочь ничем не могу. Попробуйте задать вопрос на странице игры на «Тесере»: http://tesera.ru/game/talisman/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*