Настольная игра «Стартап»

Несмотря на обилие настольных игр, охватывающих практически любые тематики, IT-сфера представлена в них крайне скудно. Возможно, какие-то игры на эту тему и существуют, но кроме «Стартапа» я больше ничего не встречал и относился к этой игре с некоторым предубеждением.

Во-первых, играть в то, чем профессионально занимаешься каждый день из года в год, я считал напрасной тратой свободного времени, которого и так постоянно не хватает.

Во-вторых, начитавшись отрицательных отзывов, где люди жаловались на слабый баланс и беспощадный рандом, я решил, что это что-то вроде пати-гейма для айтишников, в который можно сыграть разве что под пиво на день системного администратора.

На деле же «Стартап» оказался неплохой экономической игрой, в которой многое решают способности игрока вести переговоры и планировать развитие бизнеса. Пусть даже и условно-настольного.

Вот так выглядит коробка
Вот так выглядит коробка

Игра продается в коробке в виде куба. Внутри лежат шесть карточек «Я» (это что-то вроде планшета игрока), толстая колода карт, пакет с пластмассовыми жетонами и два маркера, которыми игроки делают пометки прямо на картах.

Правила игры я читал в электронном виде еще до вскрытия коробки, и необходимость отмечать что-то маркером на картах мне показалась дикой. Я даже приготовил для игры кубики маны из «Бастиона», чтобы ими отмечать ход игры. Но оказалось, что карты изготовлены из плотного глянцевого картона, с которого маркер прекрасно оттирается. Мы легко чистили карты обычными ватными палочками.

Для стартапа многого не нужно
Для стартапа многого не нужно

Цель игры — первым заработать двадцать семь монет или иметь на руках больше всех денег, когда закончится колода проектов.

Разработка проектов — основной вид заработка. В основном это интернет-ресурсы, которые могут приносить как разовый, так и постоянный доход. К ним можно прикручивать дополнительные способы монетизации, чтобы увеличить прибыль. В общем, все как в реальном интернет-бизнесе.

Так все выглядит в начале
Так все выглядит в начале

Теоретически проекты можно создавать своими силами. Тем более, что игрок по умолчанию и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он может разрабатывать дизайн, заниматься разработкой, наполнять сайт контентом и раскручивать его, но обычно сроки на реализацию проекта сжаты и приходится нанимать команду сотрудников, которые будут работать за зарплату и сразу же уйдут, если им не заплатить. Но можно договариваться с другими игроками, чтобы те одолжили на недельку своих специалистов и помогли вытянуть проект в срок.

Менеджера нанял, а контент по привычке пишу сам
Менеджера нанял, а контент по привычке пишу сам

Управление персоналом здесь очень жесткое. Поскольку действие Трудового кодекса на «Стартап» не распространяется, а работа выполняется без предоплаты, то тактика «Выкинь Васю на мороз» используется часто и с удовольствием. Например, можно в начале недели взять сотрудника, нагрузить его работой или сдать напрокат другому игроку, а затем просто выставить без выходного пособия. Я бы на месте разработчика внес в правила ограничения на подобные действия. Например, штрафы после двух-трех увольнений или необходимость увеличить зарплату новым нанимаемым сотрудникам.

Периодически случаются различные неприятные происшествия, которые отражаются на всех участниках. Кроме того, игроки могут строить каверзы друг другу.

Упс! Неприятность...
Упс! Неприятность…

Рандом в игре действительно силен и непредсказуем. Например, вашим противникам достались проекты, которые можно запустить за две-три недели (хода) при дедлайне в четыре-пять недель, а у вас, как назло, все доступные проекты подразумевают большой объем работы при сжатых сроках.

Но это не баг, а фича. Здесь начинается дипломатия. Игроки могут меняться чем угодно, кроме карт и принимать любые соглашения. Поэтому можно заключить с кем-то союз и сделать проект совместно, оговорив долю прибыли каждого участника. Или же, если бюджет трещит по швам и команда вот-вот разбежится, взять денег в долг под проценты.

Жена клепает проекты один за одним, но прибыль преимущественно разовая
Жена клепает проекты один за одним, но прибыль преимущественно разовая

В «Стартап» можно играть компанией от двух до шести человек. На мой взгляд, лучше всего играть вчетвером.

При игре вдвоем рандом становится неконтролируемым. Если в большой компании любые проблемы можно решить переговорами, то при прямом противостоянии двух игроков более везучий попросту задавит оппонента. Зачем ему о чем-то с ним договариваться?

Играть втроем тоже не особо интересно. Два лидера будут бороться между собой, пытаясь перетянуть отстающего игрока на свою сторону или хотя бы настроить его против оппонента.

Бэкапы - наше все
Бэкапы — наше все

Впятером и вшестером играть, конечно, интересно, но партия становится неоправданно затянутой. Поэтому четыре игрока — самое то.

Резюме: «Стартап» — неплохая экономическая настолка, которая понравится любителям игр, предполагающих активные переговоры между игроками. В связи с этим рандом делает игру интересной и насыщенной при достаточном количестве игроков, но скучной при игре вдвоем-втроем.

Самое трудное позади и капитал стабильно растет
Самое трудное позади и капитал стабильно растет

В целом я рад, что мне удалось поиграть в «Стартап» и что мое представление о нем оказалось ошибочным. Не думаю, что когда-нибудь стану инициатором новой партии, но если мне предложат присоединиться, то, пожалуй, не откажусь.

Благодарю компанию «Мосигра» за предоставленную игру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*