Настольная игра Scotland Yard

На улицы Лондона мягко опустилась ночь, укутав дома и улицы темным покрывалом. Но пока добропорядочные горожане спят, на улицах идет охота за опасным преступником. Группа отважных детективов идет за ним по пятам в надежде схватить злодея по горячим следам. Иначе он навсегда растворится в лондонских туманах. Игра Scotland Yard позволит вам побывать в роли одного из сыщиков или зловещего Мистера Икс…

Настольная игра Scotland Yard – это отличный подарок всем любителям детективного жанра. Она перенесет компанию от трех до шести человек на улицы Лондона, где команда детективов знаменитого Скотленд-Ярда преследует таинственного преступника Мистера Икс. Хотя по большому счету в игру с тем же успехом можно играть и вдвоем.

Я неслучайно использую в этом обзоре английское название игры. Хоть многие продавцы и называют ее на русский манер «Скотленд-Ярдом», на русском языке она не издавалась. Но пусть эта информация вас не пугает. Игра почти полностью языконезависимая. В ней используются всего три слова: Taxi (такси), Bus (автобус) и Underground (метро). Теперь вы их точно знаете, так что языковой барьер отсутствует.

Что касается правил, то продавцы обычно вкладывают в коробку их русскоязычный перевод. Ну а в крайнем случае правила на русском языке легко найти в Интернете.

Scotland Yard впервые появилась еще в 1983 году, и ее вполне можно назвать классикой настольных игр. Причем в хорошем смысле слова. Это означает не то, что игра является чем-то древним с безнадежно устаревшей механикой вроде «Монополии», а то, что рассматриваемая игра послужила толчком для выпуска ряда других игр, использующих подобную механику, где тема погони была подхвачена и развита за счет множества дополнительных деталей. Хотя справедливости ради нужно отметить, что современные игры этого жанра зачастую превосходят свою прародительницу по многим параметрам.

Коробка оформлена просто, но со вкусом
Коробка оформлена просто, но со вкусом

Игра носит полукооперативный характер. Один игрок, играющий за Мистера Икс, противостоит группе детективов, играющих против него совместными усилиями.

Игровая легенда не сообщает нам, что натворил этот загадочный преступник, поэтому для наибольшего погружения в игру можно придумать ему красивую историю, а заодно дать детективам имена любимых героев. Например, зачислить в штат Скотленд-Ярда комиссара Мегрэ или Каттани.

А теперь самое время заглянуть в коробку с игрой. Но имейте в виду, что благодаря своей популярности Scotland Yard неоднократно переиздавалась, поэтому оформление коробки и некоторые компоненты в разных редакциях могут отличаться.

Первый взгляд под крышку
Первый взгляд под крышку

В коробке находим книгу с правилами, игровое поле, множество разнообразных картонных жетонов, шесть прозрачных конусообразных фишек, пластмассовый планшет с пронумерованными отверстиями и бейсболку с говорящей надписью «Mr. X». Это не просто красивый фирменный аксессуар, а важный игровой компонент, назначение которого я раскрою чуть позже. Впрочем, в зависимости от издания вместо бейсболки в коробке может лежать картонный козырек.

Коробка оснащена удобным органайзером из достаточно прочного пластика, благодаря которому компоненты игры не смешиваются между собой.

Игровое поле представляет собой схему части города, где и будут происходить события игры. Схема довольно точная. На ней указаны различные достопримечательности и знаменитые места, так что игра в какой-то степени носит просветительский характер. Думаю, лондонцам играть в Scotland Yard немного интереснее, чем всем остальным. Ну да ладно.

Органайзер
Органайзер

Вся карта испещрена разноцветными пронумерованными кружками и проложенными между ними линиями. Это остановки общественного транспорта трех видов. Прошли те времена, когда злодеи, укутавшись в черный плащ, скрывались бегством в лабиринтах каменных улочек и проходных дворов. Нынче они, как и прочие граждане, катаются в автобусах, такси и на метро.

Для удобства все остановки и маршруты между ними выкрашены по типам в соответствующие цвета. Остановки такси окрашены в белый цвет, автобусные – в голубой, а станции метро – в оранжевый.

Одна остановка может быть выкрашена в два, а то и в три цвета. Это значит, что в этом районе останавливается несколько видов транспорта.

Прозрачные фишки не закрывают значки остановок
Прозрачные фишки не закрывают значки остановок

Маршруты между этими точками тоже выкрашены в те же самые цвета, чтобы сразу было видно, куда и на чем можно уехать из этого места.

Расстояния между остановками различаются по длине. Так, самыми короткими являются поездки на такси. Это основной вид транспорта, на котором можно приехать в любой закоулок города.

На автобусе чаще всего можно проехать раза в два дальше, чем на такси. Автобусные остановки встречаются несколько реже, но их тоже очень много.

Метро – самый быстрый вид транспорта. За пару остановок оно перевезет вас почти через все поле. Но его станций на карте не так уж и много. Метро в основном используется для быстрой смены района поиска.

Для поездок по городу детективам и Мистеру Икс выдаются билеты трех видов. При этом за ход можно проехать только одну остановку.

Сразу видно, какой транспорт куда ходит
Сразу видно, какой транспорт куда ходит

У сыщиков строгий лимит на билеты, которые в процессе игры не пополняются, так что партия продолжается не дольше двадцати двух раундов. Если за это время Мистер Икс не будет пойман, он выйдет из этой передряги победителем.

У Мистера Икс проблем с билетами нет, так как все билеты, потраченные детективами, чудесным образом попадают к нему (коррупция, не иначе).

Сыщики выигрывают в том случае, когда один из них оказывается на одной остановке с Мистером Икс. При этом не важно, кто к кому приехал. Казалось бы, проще некуда. Езжай и хватай негодяя. Но вся штука в том, что неуловимый преступник передвигается по Лондону скрытно.

Жетоны стартовых точек
Жетоны стартовых точек

Отправляясь со стартовой точки, определяемой специальным жетоном, Мистер Икс пишет в своем планшете номер пункта, куда он собирается отправиться, а затем закрывает окошко соответствующим билетом, как раз подходящим по размеру. Эти записи ведутся, чтобы избежать жульничества со стороны преступного мира.

Отверстия в планшете преимущественно круглые, но есть несколько овальных. Достигнув такого окошка, Мистер Икс обязан раскрыть текущее расположение, выставив на поле свою фишку. В следующем раунде он опять скроется из виду, так что детективам нужно успеть подтянуться к этому месту как можно ближе. Обычно перед очередным раскрытием сыщики стараются стать на станцию метро, чтобы в случае необходимости быстро переехать в другой район и по возможности не дать уехать на метро преступнику. Ведь если они встретятся на линии, Скотленд-Ярд победит.

Планшет Мистера Икс
Планшет Мистера Икс

Так и протекает игра. Сыщики пытаются загнать Мистера Икс в ловушку, ориентируясь на его периодические появления на карте. Они знают, на чем ездит преступник, но не знают, куда именно. Поэтому им приходится расставлять свои силки так, чтобы по возможности охватить несколько возможных точек.

Кстати, это только на первый взгляд кажется, что на карте много места, где может скрываться преступник. На самом деле, играя за Мистера Икс, понимаешь, что сыщики способны перекрыть любую лазейку одним ходом. Впрочем, более-менее опытные сыщики это тоже знают.

Мы однажды поймали преступника, загнав одного из сыщиков последним билетом на такси в такое место, мимо которого Мистер Икс при правильно спланированном преследовании просто не мог бы пройти. Так как билетов на такси у этого сыщика больше не было, а другой транспорт там не ходил, он пропускал ходы, пока Мистер Икс не был вынужден сам зайти на его остановку.

Кепка-уголовка
Кепка-уголовка

Но численное преимущество детективов компенсируется специальными возможностями преступника. Прежде всего это, конечно же, скрытность. Сыщики не могут следить даже за движениями глаз разбойного игрока по карте, так как они скрыты козырьком бейсболки, которая входит в комплект как раз для этой цели. А еще у Мистера Икс есть в запасе пара хитростей.

Первая хитрость – жетон «2x». Он позволяет сыграть за один ход сразу два билета и, соответственно, уехать на две остановки. Если сыграть такой жетон перед овальным окошком, то Мистер Икс за один ход откроется и сразу же пропадет из поля зрения сыщиков. Но таких жетонов всего два. Кстати, именно поэтому на планшете преступника отведено место для двадцати четырех ходов, хотя сама игра, как мы помним, продолжается всего двадцать два раунда.

Билеты на транспорт
Билеты на транспорт

Вторая хитрость – специальный черный билет. Это своего рода проездной, который позволяет воспользоваться любым видом общественного транспорта и даже зафрахтовать на реке лодку, чего сыщики вообще не могут делать.

Такой билет дает хорошие возможности для блефа. Например, однажды, играя за Мистера Икс и почти будучи схваченным, я раскрылся на пристани и, разыграв черный билет, проскочил между детективами в обратном направлении. Детективы решили, что я бежал за реку, в правый нижний угол карты, где загнать противника проще простого, и радостно ринулись туда. Я же тем временем направился гулять в противоположный угол. Когда я раскрылся в следующий раз, было уже поздно. Преследователи были слишком далеко и физически не успевали до меня добраться. Количество выдаваемых преступнику черных билетов равняется числу его преследователей.

Детективы сжимают кольцо
Детективы сжимают кольцо

В общем, Scotland Yard – это замечательный настольный детектив, который можно рекомендовать в качестве семейной игры. Немаловажно, что в отличие от многих других настольных игр, где от изменения количества игроков могут страдать баланс и гейм-плей, эта настолка одинаково хорошо играется любым составом, заявленным разработчиками. Просто если в игре участвует мало игроков, кто-то из них играет за нескольких детективов. При этом каждый детектив ходит строго в свою очередь и располагает собственным запасом билетов. Кстати, именно поэтому в игру могут полноценно играть два игрока, хотя минимальным составом для Scotland Yard указаны три.

Напоследок хочется отметить высокое качество компонентов. Про органайзер я говорил. Он просто отличный. Игровое поле ему тоже не уступает. Оно сделано из очень прочного картона, который может погнуться, только если приложить к нему заметное усилие. То есть просто так во время игры испортить его невозможно.

Картонные жетоны тоже плотные и хорошо сопротивляются износу. Хотя они потоньше, чем поле, и, как мне кажется, со временем могут поистереться. Но поскольку все они играются в открытую, проблем с этим возникнуть не должно.

Что до пластиковых компонентов вроде планшета и фишек, то с ними тоже все прекрасно. Пластик – он и есть пластик.

Статья написана для проекта poisk-podbor.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*