Настольная игра «Проект Манхэттен»

Сегодняшний обзор посвящен одной из новинок от издательства «Магеллан» — стратегической настольной игре «Проект Манхэттен». Ее разработал в 2011 году американец Брэндон Тиббетс. Игра оказалась довольно успешной и к настоящему времени выдержала два издания только на родном языке и обзавелась двумя дополнениями.

Российскую версию новоявленного бестселлера выпустила компания «Магеллан». В принципе, игра по большей части языконезависимая, за исключением немногочисленных надписей на игровом поле и правил игры.

Кодовым названием «Проект Манхэттен» или «Манхэттенский проект» была названа американская программа по разработке ядерного оружия, давшая имя этой настольной игре.

Каждый из игроков должен реализовать свою ядерную программу, набрав раньше соперников определенное количество очков, которое при разном количестве игроков (от двух до пяти) различается. Очки же даются за разработку, испытание и загрузку на бомбардировщики атомных бомб.

Внешний вид коробки
Внешний вид коробки

При этом средств для достижения цели очень много. От создания военно-промышленного комплекса и эффективного управления персоналом до оголтелого промышленного шпионажа и нанесения авиаударов по предприятиям противников.

Первое, что мы видим, открыв коробку с игрой — правила, обложка которых стилизована под первую полосу газеты от 12 августа 1945 года, сообщающей о начале атомной гонки. Правила напечатаны на хорошей глянцевой бумаге и щедро снабжены цветными иллюстрациями.

Днище коробки
Днище коробки

Под брошюрой лежат игровые поля, которых здесь целых шесть штук — одно главное общее поле и по одному персональному полю для каждого из игроков.

Чуть ниже находится несколько форм с компонентами, а на дне лежат пакет с деревянными фишками, пять жетонов тестовых ядерных взрывов и запечатанная колода карт.

Открываем ящик Пандоры
Открываем ящик Пандоры

Все остальные компоненты предварительно следует отделить от форм. Вырубка по большей части неплохая, но некоторые все-таки норовят оторваться вместе с частью изображения.

Для начала рассмотрим игровую валюту, которая представлена монетами двумя видов, достоинством по одному и пяти долларов, как и в настольной игре «Плоский мир: Анк-Морпорк». Но в отличие от «Плоского мира», изображения на двух сторонах монет абсолютно идентичны, да еще и перевернуты относительно друг друга на сто восемьдесят градусов. Но на игру это, конечно же, никакого влияния не оказывает.

Правила игры
Правила игры

Для каждого из игроков предусмотрено по два жетона самолетов — истребителя и бомбардировщика. При этом ВВС вашего государства могут быть куда более многочисленными. Эти жетоны просто выполняют роли маркеров, которыми отмечается количество техники на соответствующей шкале, стилизованной под взлетно-посадочную полосу и расположенную на персональном игровом поле.

Шестнадцать маркеров повреждений предназначены для обозначения ущерба, нанесенного зданиям авиацией противника. Каждый из таких маркеров может обозначать одно или два повреждения, в зависимости от того, какой стороной вверх он лежит. Количество повреждений теоретически неограниченно, поэтому если вы с соперниками слишком интенсивно бомбите друг друга, не исключено, что вам придется заменять их какими-то посторонними предметами, так как на всех жетонов может просто не хватить.

Общее игровое поле
Общее игровое поле

Маркеры загрузки бомб предназначены для того, чтобы отмечать ядерное оружие, загруженное на бомбардировщики и приведенное в боевую готовность.

Но больше всего места на формах занимают жетоны с рабочими, на которых и строится вся игровая механика. Рабочие в игре бывают трех видов: чернорабочие, инженеры и ученые. Каждому для игроков доступно для найма по четыре работника каждой из категорий. Кроме того, в игре есть подрядчики нейтрального серого цвета, которые могут наниматься кем угодно и в процессе игры не раз меняют хозяев.

Персональные поля
Персональные поля

Среди фишек лежат пятнадцать дисков (по три на каждого игрока), которые используются в качестве маркеров на шкалах игрового поля. Также в пакетике лежат сорок маленьких кубиков, представляющих собою желтый кек.

Кеком называется добываемая в рудниках урановая руда, которая на обогатительных заводах превращается в обогащенный уран, который может служить сырьем как для производства урановых бомб, так и получения плутония, если у вас есть доступ к реактору. А плутоний в свою очередь используется для постройки еще более мощных бомб, за которые можно получить гораздо больше очков, если провести испытания, взорвав одну из них.

Ядерный Армагеддон россыпью
Ядерный Армагеддон россыпью

Кстати, за тестовый взрыв также даются дополнительные очки. Причем, если вы проведете испытания раньше других, очков получите больше. В общем, это работает как посадочные жетоны в «Космонавтах».

Ну и наконец, мы добрались до карт. Они бывают двух видов: карты зданий и бомб.

Пакет с фишками
Пакет с фишками

Карта здания содержит художественное изображение и название здания. В самом верху указаны тип и количество рабочих, необходимых для активации эффекта предприятия. В нижней же части отображен эффект, применяемый при его активации.

Среди предприятий встречаются рудники, на которых добывается кек, фабрики, дающие прибыль в виде авиации и денег, университеты, в которых обучаются специалисты, а также обогатительные заводы и реакторы, производящие сырье для ядерного оружия.

Формы с компонентами и жетоны тестовых взрывов
Формы с компонентами и жетоны тестовых взрывов

Карты бомб содержат изображение и название каждой конкретной бомбы, количество и категории персонала и ресурсов, необходимых для ее постройки, стоимость приведения бомбы в боевую готовность и, конечно же, количество очков, присуждаемых за ее создание. При этом у плутониевых бомб таких показателей два: до проведения испытаний и после них.

Персональное игровое поле игрока разделено на две части, одну из которых занимает шкала авиации, о которой я уже упоминал выше.

Готовые игровые элементы
Готовые игровые элементы

Вторая часть размечена на десять прямоугольников, на которые игрок кладет карточки построенных им зданий. Построек может быть и больше десяти. В таком случае карточки просто выкладываются рядом с полем.

Общее игровое поле — вещь куда более занятная. Его верхняя часть представляет собою строительный рынок, на который в открытую выкладываются карты зданий, которые можно построить. Обратите внимание, что стоимости постройки на картах нет. Она указывается на игровом поле над каждой из секций строительного рынка, причем самое дешевое строение находится слева, а дорогое — справа.

Начался строительный бум
Начался строительный бум

При покупке игрок снимает с поля карту здания и кладет ее на свое персональное поле, а карты всех строений на рынке, идущих после купленной, сдвигаются влево. Это приводит к тому, что любая недвижимость со временем обязательно подешевеет. Так что у игроков часто возникают дилеммы, подождать, пока «вкусное» здание упадет в цене или купить его за высокую цену, пока его не перехватили конкуренты.

Кстати, момент первоначальной выкладки карт в правилах описан кривовато, за счет чего можно сделать вывод, что лицевой стороной кверху выкладывается только карта, помещаемая на поле стоимостью двадцать долларов. Тем не менее лицом вверх кладутся все карты, о чем недвусмысленно говорится в оригинальных англоязычных правилах.

Слева от строительного рынка нарисована пепельница, в которую из общего склада в некоторых игровых ситуациях кладутся взятки в размере одного доллара. Накопленные деньги получает игрок, покупающий самое дешевое предприятие на игровом поле, после чего пепельница наполняется заново.

Под строящимися зданиями расположены поля «Стройка», «Авиаудар», «Ремонт», «Заводы», «Рудники», «Университеты», «Разработка бомб» и «Реактор и обогатительный завод». На каждое из этих полей можно размещать своих рабочих и получать за это какие-то преимущества, по аналогии с предприятиями на вашем персональном игровом поле. Но во-первых, в свой ход на общее поле можно поставить только одного рабочего, в то время, как на своем поле их можно устанавливать сколько угодно, лишь бы были свободные рабочие и места для из установки. Во-вторых, за установку сотрудника на поле нередко приходится расплачиваться либо деньгами, либо кеком.

Развитие событий на персональном поле
Развитие событий на персональном поле

В левой части поля расположена шкала шпионажа. Здесь вы можете нанимать шпионов, что позволяет вам размещать своих сотрудников на предприятиях противника и пользоваться производимой продукцией. Как показывает опыт, не стоит игнорировать эту возможность, поскольку игрок с развитой шпионской сетью может неплохо вести дела даже с минимальным количеством собственных предприятий, забрасывая своих агентов как кукушат в чужие гнезда.

К тому же, если дело дойдет до авиаудара, часть предприятий может быть парализована (здание не может функционировать, если у него есть хотя бы одно повреждение), в то время как свои предприятия с вашими шпионами внутри враг атаковать не станет.

Как видите, если смотреть в корень, вся игра сводится к грамотному управлению персоналом, который нужно вовремя разместить на нужных местах. Таким путем мы добываем ресурсы и укрепляем оборону, поскольку правила «Хочешь мира — готовься к войне» пока еще никто не отменял. Даже если вы сами не планируете ни на кого нападать, вам все равно придется усиленно развивать свои ВВС, поскольку в противном случае враг нападет на вас.

Ну и, конечно же, наряду со всем этим нужно производить сырье для бомб и клепать сами бомбы, иначе победить шансов не останется. Количество обогащенного урана и плутония отмечается на шкале, расположенной на правой стороне общего поля.

Впечатления от игры превосходные. Чаще всего мы играем в эту игру вчетвером или впятером, чего и вам желаем.

Вдвоем, на мой взгляд, играть не особо интересно. Прямое противостояние двух игроков носит дуэльный характер, где зачастую все решает сила оружия и открытого конфликта обычно избежать не удается, так как игрок, построивший больше истребителей, как правило, обязательно их применит, поскольку это самая очевидная и простая возможность оказать давление на оппонента.

Между тем, вступление третьей стороны вносит в игру существенные коррективы, так как слабые в военном плане игроки могут заключить военный союз и от души навалять хорошо прокачавшемуся, но зарвавшемуся товарищу.

Но наиболее полно все нюансы игры раскрываются именно при четырех-пяти участниках, когда претендентов на каждое место общего поля становится больше и приходится очень хорошо подумать, какой сектор занять.

Настольная игра «Проект Манхэттен» изобилует столькими возможностями и обладает такой глубиной, что любители хороших ресурсных стратегий просто обязаны ее опробовать. Я очень рад, что она появилась в моей коллекции и наверняка буду играть в нее еще не один раз.

Благодарю ставропольский магазин «Мосигра» за предоставленный для обзора комплект.

По вопросам написания обзоров пишите на admin@cherev.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*