Настольная игра «Поднять перископ!»

Сегодняшний обзор посвящен одной из наиболее свежих локализаций от издательства «Магеллан» — настольной игре «Поднять перископ!». Впервые игра вышла во Франции в 2011 году под названием Steam Torpedo: Premier Contact. В настоящий момент к ней выпущено уже два дополнения, которые в России еще не локализованы, но я искренне надеюсь, что «Магеллан» не остановится на достигнутом и со временем доберется и до дополнений, так как игра очень интересна даже в базовом варианте.

«Поднять перископ!» — это дуэльная игра для двух игроков о противостоянии двух подводных лодок, выполненная в стимпанковском антураже. Поскольку понятием «стимпанк» сегодня оперируют даже люди, не имеющие о нем ни малейшего представления, хочу сказать, что так называется направление научной фантастики, в котором акцент делается на высокоразвитых технологиях, основанных на энергии пара.

Прекрасный пример пародийного стимпанка в современной фантастике — робот на угольной тяге в «Стальной крысе» Гарри Гаррисона.
Мощь наших подводных лодок также основана на энергии паровых двигателей, чему есть свои причины.

События настольной игры «Поднять перископ!» разворачиваются в альтернативной реальности, в которой 1918 год ознаменовал не окончание мировой войны, а ее коренной перелом, в результате которого к 1924 году суша оказалась малопригодной для жизни и борьба за водные пространства стала приоритетной для воюющих государств.

Атмосфера начинается с коробки
Атмосфера начинается с коробки

Я не буду здесь рассказывать, почему так произошло, так как в брошюре с правилами есть вводный раздел, в котором это подробно описано. Суть в том, что в сложившейся ситуации разрабатывать новые технологии было не так уж и просто. Это объясняет, почему технический прогресс пошел по пути развития уже имеющихся разработок.

Игровой процесс в «Поднять перископ!» моделирует сражение двух подводных лодок, каждая из которых имеет свои преимущества и слабые места.

Игра поставляется в небольшой аккуратной коробке, на крышке которой запечатлен один из моментов сражения.

Дно коробки
Дно коробки

На днище расположены описание игры и перечень компонентов, а также их изображения.

Внутри коробки находим правила игры, двадцать квадратных карточек отсеков, изготовленных из очень плотного картона, две пластмассовых подставки и несколько форм, из которых нам предстоит выдавить остальные компоненты, среди которых два силуэта подводных лодок, десять жетонов членов команды и пятьдесят двухсторонних маркеров, в зависимости от положения отмечающих запас кислорода или повреждения.

Качество вырубки хорошее, но маленькие маркеры норовят оторваться с частью изображения, поэтому их нужно отделять максимально аккуратно.

Формы с компонентами
Формы с компонентами

Для начала установим силуэты лодок на подставки. Это делается не так уж и легко, поскольку внутри зажима каждой из подставок есть два небольших выступа, которые препятствуют свободной установке. Однако эти же выступы надежно фиксируют картонный силуэт на подножке, так что он уже никуда не денется.

Внутри коробки находится пластмассовый органайзер, который позволяет укладывать в нее модельки лодок, не отделяя их от подставок. Для этой цели отделения для карточек отсеков имеют специальные выемки, в которые входят подставки лодок, укладываемых поверх карточек.

Вообще поначалу я решил, что эти выемки предназначены для того, чтобы было проще извлекать из коробки карточки отсеков и очень удивился, что их размер оказался слишком мал для того, чтобы просунуть в него хотя бы мизинец. Однако при первом же укладывании компонентов в коробку все стало ясно.

Остальные элементы комплекта
Остальные элементы комплекта

Каждая из карточек представляет собою один из отсеков подводной лодки, которых у каждой из них по десять. Игроки сами выбирают, какие отсеки использовать для постройки лодки, но для первых игр авторы рекомендуют две специально составленных конфигурации, на которые я и буду опираться в этом обзоре. Узнать, к какой лодке относится конкретный отсек, можно по значку, расположенному в правом нижнем углу карточки.

Давайте возьмем в руки одну из карточек и внимательно ее рассмотрим. В ее правом верхнем углу расположены изображения шестеренок, количество которых на разных карточках различается. Это показатель здоровья отсеков. Когда на каждой такой шестеренке будет лежать значок повреждения, это будет значить, что отсек уничтожен. Такой отсек сразу же переворачивают рубашкой кверху.

На некоторых из шестеренок есть символ кислорода. На эти символы кладутся соответствующие маркеры, из которых состоит запас кислорода подводной лодки. Каждый ход один маркер кислорода тратится, а его запас никак не восполняется. Если он закончится — ваш экипаж погибнет и вы проиграете.

Жетоны и маркеры, отделенные от форм
Жетоны и маркеры, отделенные от форм

Каждая карточка имеет фон, цвет которого характеризует ее тип.

Черно-желтые отсеки — двигательные. Вы можете двигать свою лодку на столько шагов, сколько таких отсеков на вашей лодке оснащено экипажем. То есть, если у вас есть три двигательных отсека, но только в одном из них есть матрос, вы можете походить только на один сектор.

То же самое касается зеленых бронированных отсеков. Они защищают вашу лодку лишь тогда, когда в них находятся члены экипажа.

Подставка для лодки
Подставка для лодки

Синие отсеки — испытательные. Они отличаются продвинутым вооружением, которое можно использовать даже в ход противника в ответ на его действия или маневры.

Серые карточки — обычные отсеки с боевым или инженерным оборудованием.

Центральную часть карточки отсека занимают изображение расположенного в нем орудия или механизма, его название и описание условий использования.

Подлодки готовы к бою
Подлодки готовы к бою

Каждое из орудий имеет свой радиус действия. Например, пулемет Гатлинга может расстрелять подводную лодку противника, если она находится прямо по курсу или сбоку от вашей лодки, причем на небольшой дистанции. А вот пушка Оруэлла позволит подбить неприятеля, зашедшего вам в хвост и идущего на некотором отдалении.

Положение лодок относительно друг друга отмечается с помощью картонных фигурок, которые переставляются по пяти секторам. Сбежать из боя нельзя, так что расстояние между лодками не может превышать пяти секторов.

Если свойство отсека может нанести противнику урон, его возможный размер показан в нижней части карточки. Из величины урона вычитается показатель брони, в результате чего вычисляется итоговая величина ущерба.

Лодки в коробке
Лодки в коробке

Игрок сам выбирает отсек, на который он будет класть маркеры повреждений, полученных его лодкой. Главное, чтобы отсек находился в ее атакованной части, так что положить повреждения на нос, когда была атакована корма, не получится.

При этом дальнейшие повреждения будут укладываться в этот же отсек, пока он не будет уничтожен. Мы сперва проглядели этот нюанс, что привело к появлению интересного домашнего правила, позволяющего распределять повреждения между несколькими отсеками поврежденной части лодки. Такой вариант игры приводит к тому, что битва до определенного критического момента ведется большей частью отсеков, которые почти одновременно гибнут после его достижения. Так что мы теперь с удовольствием играем по двум вариантам правил.

Если игрок считает, что он не может позволить пропустить количество повреждений, наносимое очередным выстрелом неприятеля, он может заменить их все одним единственным повреждением, поместив его на центральный пост, который другими способами повредить невозможно. Между тем, уничтожение центрального поста противника, как и уничтожение его экипажа, приведет к вашей победе.

Начало игры
Начало игры

Кстати, пора сказать несколько слов и об экипаже, ведь даже самое продвинутое оборудование — просто груда хлама, если им некому воспользоваться. Каждый экипаж состоит из капитана и четверых матросов, которые передвигаются по отсекам и обеспечивают жизнедеятельность корабля.

Каждый матрос может в свой ход пройти в соседний отсек или активировать свойство отсека, в котором он находится. А капитан, кроме того, может сделать одно дополнительное перемещение до своего хода или после него. То есть этот тип не только доберется до орудия в соседнем отсеке, но еще и успеет из него бахнуть.

Некоторые отсеки могут использоваться только матросами, но как правило, в них нет ничего такого, что требовало бы внимания капитана. Ну кто станет тратить впустую лишнее движение капитана, оставляя его сидеть на мешках с песком?

Первая кровь
Первая кровь

Что касается боевых характеристик лодок, то они в любом случае будут различаться, поскольку одинаковых отсеков у них почти нет. Например, в предложенных авторами конфигурациях одна из лодок обладает повышенной маневренностью и ее капитану лучше использовать тактику «порхай как бабочка, жаль как пчела», ведь вторая лодка хоть и неповоротлива, имеет больше бронированных отсеков и заметно больший запас кислорода.

С большим запасом хода проще зайти на цель и ударить в самое уязвимое место, в то время как с хорошей защитой можно вообще не передвигать лодку и уйти в оборону, отстреливаясь из дальнобойных орудий. Особенно, если кислорода у вас побольше и для победы вам нужно просто продержаться, пока у противника его запас не иссякнет.

Правила
Правила

В общем, это отличная игра, в которой главную роль играет точный расчет. Фактор случайности влияет только на расположение отсеков, которые перед началом игры перемешиваются и выкладываются в закрытую и лишь затем открываются. Так что настольная игра «Поднять перископ!» — отличная разминка для серого вещества.

Благодарю ставропольский магазин «Мосигра» за предоставленный для обзора комплект.

По вопросам написания обзоров пишите на admin@cherev.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*