Настольная игра «Лес. Легенда о Мантикоре»

Сегодняшний обзор посвящен настольной новинке «Лес. Легенда о Мантикоре». Игра рассчитана на 1-4 игроков и разработана украинской компанией BombatGame, известной в первую очередь своей стратегической настольной системой «Адмирал», с которой, к моему большому сожалению, я знаком только по обзорам своих коллег блогеров. Зато с «Мантикорой» удалось познакомиться вскоре после ее выхода в свет, в чем огромная заслуга Максима Трофименко, организовавшего доставку, за что я ему очень признателен.

Сюжет

«Лес. Легенда о Мантикоре» — приключенческая фэнтезийная игра с сюжетом, героями, монстрами и главным боссом. Именно это обстоятельство привлекло мое внимание к данной настолке, поскольку подобные игры мне нравятся.

Не вижу смысла пересказывать сюжет целиком. Если вкратце — в одном лесу стоял процветающий город, на который в какой-то момент стала нападать ужасная Мантикора, совершенно не дающая горожанам жизни. Все попытки извести чудовище упирались в глухую стену непонимания с его стороны. Больше всех преуспел на этом поприще один героический маг (ныне покойный), сумевший перед смертью погрузить экзотическую животину в долгий глубокий сон.

С тех пор город снова зажил полноценной жизнью, но штука в том, что однажды Мантикора проснется и настроение в этот момент у нее будет прескверное. И что самое неприятное — этот момент уже не за горами, так что свежей партии героев следует быть начеку, чтобы спасти город и по возможности не попасть в меню мифической фауны.

Коробка с игрой
Коробка с игрой

Коробка

Игра поставляется в квадратной коробке размерами с коробку «Андора», разве что немного потоньше. Хотя при желании разработчики вполне могли сделать ее компактнее.

Такие габариты настольной тары встречаются часто и густо, но «Андор» я привел для примера не случайно. Дело в том, что в «Мантикоре» очень сильно ощущается влияние этой игры.

Коробка выглядит вполне симпатично. На крышке изображена сама Мантикора и парочка героев, пытающаяся ее завалить. Правда, облик чудовища взят скорее из компьютерных игр, чем из реальной мифологии.

Изначально Мантикора — это чудовище с головой человека, телом красного льва и ядовитым хвостом. По одним источникам у нее хвост скорпиона, а по другим — хвост почти львиный, но на конце хвоста имеется ядовитое жало. То есть, если по-простому, с виду она как ядовитый Сфинкс красной масти.

Обратная сторона
Обратная сторона

Здесь же Мантикора — это просто крупноватый лев со скорпионьим хвостом и с крыльями в придачу. Такой облик мифического чудовища навязывают компьютерные игры и похоже скоро он станет каноничным. Как вампиры, которых солнечный свет начал убивать по воле создателей «Носферату», хотя сегодня об этом мало кто помнит. Но в конце концов, будь она хоть гигантским тараканом, медлить нельзя, ведь чудовище скоро проснется. Поэтому скорее изучим содержимое коробки.

Если бы компоненты были на формах, игра поместилась бы в папочку
Если бы компоненты были на формах, игра поместилась бы в папочку

Компоненты

В коробке находим правила игры, листы персонажей, картонные фишки персонажей (героев, монстров и Мантикоры), подставки для фишек, жетоны артефактов и оружия, тайлы с участками дороги, тайл с изображением Мантикоры, кубик и несколько форм. На этих формах находится карты боя и круглые маркеры, которыми отмечаются различные характеристики персонажей.

Игровое поле
Игровое поле

Качество компонентов разочаровало. Возьмем, к примеру, поле. Оформлено оно великолепно, спору нет. Глядя на него, вспоминаешь Бунина:

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной».

В центре леса расположен город, в котором начинается приключение и который нужно спаси. По лесу там и тут разбросаны разные интересные места, где герои могут поживиться полезными артефактами или заклинаниями, а в правом верхнем углу зияет черная пасть пещеры, в которой до поры до времени спит чудовище.

Этот город нужно защитить
Этот город нужно защитить

Но картон поля очень тонкий. Будь оно побольше размерами и, соответственно, весом, это не имело бы значения, а в таком виде поле заметно топорщится по одной из складок. А всего лишь нужно было наклеить его на плотную основу. Конечно, вышло бы дороже. Но оно бы того стоило.

Теперь посмотрим на листы персонажей. Героев в игре четыре, но Мантикоре, в отличие от шныряющей по лесу мелочи, тоже полагается свой лист.

Лист Мантикоры
Лист Мантикоры

Влияние «Андора», о котором я говорил выше, хорошо заметно на этих листах. Классы героев те же — маг, эльф (тот же лучник), гном и воин (даже не буду говорить, на кого он похож, так как это, похоже, уже заметили все).

Герои - мужчины
Герои — мужчины

Аналогично можно выбирать и пол героя. На одной стороне нарисован мужчина, а на другой — женщина.

Герои - женщины
Герои — женщины

Зато система прокачки иная. У каждого персонажа есть шкала здоровья и ряд характеристик, среди которых инициатива, защита, атака, стрельба и магическая сила. В процессе игры герой может прокачать все эти навыки, за исключением здоровья. Так что теоретически в итоге гном может оказаться более умелым лучником, чем эльф, хотя изначально у эльфа параметр дальнего боя развит сильнее.

Художественное оформление листов персонажей приятное, но у них та же беда, что и у поля — картон тонковат, за счет чего все они слегка вогнуты в одну сторону. Немного. Игре это не мешает. Но эстетика страдает.

Картонные фишки персонажей также напоминают фишки из «Андора». Вот у них картон как раз прекрасный. Оформление тоже на уровне.

Витязи на распутье
Витязи на распутье

Каждый из героев имеет по две фишки — мужской и женской. Но на всех подставок не хватает. Причем, похоже, специально было задумано так, чтобы на две разнополые фишки одного героя приходилось лишь по одной подставке. Во всяком случае, комплектация сходится с указанной на коробке.

Так что придется выбирать одного героя раз или навсегда, так как при установке фишки в подставку, изображение с нее в месте контакта просто сдирается и если постоянно переставлять подставки, фишкам не позавидуешь.

Побывавшая в подставке Мантикора
Побывавшая в подставке Мантикора

К тайлам дорог, артефактов и заклинаний особых претензий нет. Оформлены они нормально и картон достаточно плотный. Правда, на них остались маленькие усики в тех местах, где они когда-то крепились к формам, но этот недостаток присущ столь многим играм, что его можно и не воспринимать близко к сердцу.

На тайлах дорог изображены участки пути, которые отважные герои будут прокладывать через дремучий лес.

На жетонах артефактов нарисованы различные предметы и заклинания, усиливающие какие-то из характеристик героев.

Теперь посмотрим на компоненты, которые предварительно придется выдавить из форм.

Карты боя
Карты боя

Карты боя — это единственный компонент, к которому я не могу придраться. Они тонкие, но при этом достаточно плотные. Их удобно держать в руках и тасовать.

Зато маркеры, изготовленные из того же материала, гораздо более легкие, чем следовало бы. Это конечно не жетончики из «Сталкер: Зона конфликта», которые улетали к неназываемой бабушке, даже если над ними слишком резко проносили руку, но тем не менее стоило наклеить их на что-то более толстое. Заодно было бы удобнее собирать их со стола после игры.

Ледяная башня
Ледяная башня

Брошюра правил сделана добротно. Правила изложены на двух языках (русском и украинском) и по большому счету претензий к ним почти нет (ох уж это вечное «почти»).

К изложению правил у нас вопросов не возникло, хотя на «Тесере» авторам выкатили неплохой список. Меня больше смутил другой факт.

В описании подготовки к игре указано, где на карте выкладываются артефакты и заклинания. При этом говорится, что нужный гекс для удобства отмечен изображением выкладываемого предмета. Но в кузнице, где герои могут взять меч, он нарисован совсем не на том гексе, который в правилах помечен для выкладки.

Как в правилах...
Как в правилах…
...и как на поле
…и как на поле

Как играть

Читатели, которые не любят пересказа правил в обзорах, могут пропустить этот раздел и перейти непосредственно к впечатлениям.

Игра может играться как в кооперативном режиме (в том числе и соло), так и конкурентном.

Герои путешествуют по карте, выкладывая взятые вслепую из общей кучи тайлы дорог. Они прокладывают свои пути в различные закоулки леса, где хранятся доспехи, оружие и заклятья, которые помогут им стать сильнее к тому моменту, как проснется Мантикора. Герой, который добежит к одному из таких мест первым, получит самый сильный артефакт или заклинание соответствующего вида. По пути попадаются монстры, победа над которыми дает очки, которыми тоже можно улучшать свои характеристики.

Хижина ведьмы
Хижина ведьмы

На движение, бой с противниками и восстановление растраченного здоровья используется инициатива, которая у всех разная. Параметр инициативы отмечен на листах персонажей в виде сапог: чем она выше, тем дальше можешь пройти. Так что лечение инициативой со стороны должно выглядеть эффектно. Типа, приложил прохладные сапоги к голове и сразу полегчало.

Боевка рассчитывается на костях. Складываются характеристики конкретного типа атаки, соответствующие бонусы и результаты бросков. После чего полученные значения сравниваются и вычисляется урон.

В общем, первая часть игры — это неистовая прокачка, ведь когда закончатся тайлы дорог, Мантикора проснется и двинется к городу по Огненному Пути, влекомая стрелками, аки монстры из все того же «Андора». Ведь свои крылья за эти годы она наверняка отлежала.

Вот и разошлись пути-дороги вдруг: один - на север, другой - на запад...
Вот и разошлись пути-дороги вдруг: один — на север, другой — на запад…

Правда, если шагая по своему пути Мантикора наткнется на протоптанную героем дорогу, она на нее обязательно свернет. Ведь досужие герои, как следует из картинок на тайлах, мостят проложенные дороги камнем, а по теплым камешкам шагать куда приятней, чем по струящейся из трещин лаве. Пользуясь этой чудовищной привычкой, можно запетлять дорогу так, что расстояние от пещеры до города окажется чуть ли не вдвое дольше.

А дальше все просто: перебила Мантикора героев или добралась до города — игра проиграна. Иначе победа за героями, если это кооператив или за убийцей Мантикоры, если каждый играл за себя.

Есть еще и усложненный вариант игры, при котором в тайлы дороги замешивается тайл с изображением Мантикоры, при вскрытии которого она тут же просыпается.

Впечатления от игры

Несмотря на привлекательный вид и милый моему сердцу фэнтезийный сеттинг, игру я нашел слабой и недотестированной.

Для начала посмотрим на кооперативный режим. В него можно сыграть ровно один раз, поскольку стратегия там очевидна — один игрок качается по максимуму, вынося монстров и собирая по возможности артефакты пожирнее. Остальные прокладывают дороги, попутно качаясь, как получится. Идеально, если один из них ведет дорожную петлю к Огненному Пути, чтобы покружить Мантикору по лесу подольше. В таком случае основной качающийся герой успеет собрать все, к чему его подельники успели протоптать пути.

После этого он бежит и шлепает Мантикору, как нагадившего в тапки котенка.

Качаем мага
Качаем мага

Нашему гному при кооперативе вообще ничего не пришлось делать. Отстроив небольшой участок пути, он наткнулся в лесу на самого крупного монстра и почти погиб, после чего почти до конца игры лечился, периодически уступая дорогу другим игрокам. Проходить друг сквозь друга они не могут.

Мой эльф строит обходной путь для Мантикоры
Мой эльф строит обходной путь для Мантикоры

При варианте, где каждый сам за себя, тоже не все гладко.

Для начала, драться с конкурентами за какие-то артефакты на этапе прокачки бессмысленно. Ну не достался тебе самый крутой меч — возьми самый крутой лук, делов то. Кроме первого раунда боя, тип атаки выбирается рандомно. И никто точно не знает, какое оружие ему понадобится не то, что в следующем, а уже в этом бою. Так что упираться в прокачку какой-то одной характеристики стратегически не выгодно.

Видно, что карта вверху топорщится
Видно, что карта вверху топорщится

Конечно, можно собирать что-то себе и заодно поглядывать на конкурентов, чтобы определить, у кого чем можно поживиться. Но побежденный противник выходит из игры и после этого вся радость от игры для него — кидать кость за монстров и Мантикору. Если у него не отберут кубик другие выбывшие из игры игроки.

Так что по факту битвы между героями начинаются только тогда, когда они несутся навстречу к Мантикоре. Ведь разминуться на узкой дорожке они не могут, да и победитель в таком режиме может быть только один. А прорубая дорогу к чудищу сквозь тела конкурентов, герой заодно мародерствует, собирая с них различные побрякушки.

В итоге Мантикора, у которой в таком режиме игры жизни в два раза меньше, видит перед собой слегка побитого, но обвешенного оружием как Шварценеггер в фильме «Коммандо» героя. Про котенка и тапочки еще помните?

А спала бы дальше - была бы целее
А спала бы дальше — была бы целее

И ведь, что характерно, назвать игру пустой нельзя. В таком путешествии с выкладыванием дорожек явно что-то есть. Но просто собирать по карте артефакты скучно.

Да, на пути встречаются монстры, но завалить их ничего не стоит, если только уж кость совсем не подведет, как нашего гнома. Было бы их побольше и будь они разными, игра уже выглядела бы на порядок лучше.

Конечно, систему награды за победу над монстрами пришлось бы пересмотреть, иначе бы Мантикора от одного только взгляда отъевшегося героя превращалась бы в камень, но это уже дело техники.

Возможно, разработчикам стоит рассмотреть вариант разработки дополнения с различными сценариями и элементами, расширяющими игровой мир. Я бы с удовольствием посмотрел, что из этого получится.

14 thoughts on “Настольная игра «Лес. Легенда о Мантикоре»

  1. По впечатлениям от игры согласен, по компонентам нет, может, это тебе так не повезло, но у меня ничего не топрщится, да и не считаю, что поле тонковато)

  2. Там даже на одном снимке видно, что оно топорщится )

    И вообще, я навскидку не могу вспомнить ни одной игры с таким тонким полем, кроме «Сталкера». Но там было огромное составное поле и больших листов и они плотно прилегали к поверхности стола.

    Просто скажи, ты можешь навскидку вспомнить игру с подобным полем?

  3. За такую цену от российского Технолога) «Море Клинта»,например. Сегодня опять разложили с детьми. Скучна… А жаль, потенциал видно, и твоя идея о сценариях могла бы исправить ситуацию.

  4. Хм, у меня нет ничего от «Технолога», так что сравнивать не с чем. У меня с полсотни игр, и у всех, где есть поля, они значительно толще. Даже у бюджеток от «Звезды».

    В детстве у меня конечно были игры с тонкими картонными полями. Были и бумажные, запаянные в клеенку. Но тогда и требования к настолкам были другими.

  5. Спасибо за подробный обзор, прочитали с огромный интересом!
    Для начала хотим прояснить по толщине поля, которое стало для нас тоже неприятным сюрпризом: заказывалось в полиграфии поле в 1.5 раза толще. Были установлены сроки предзаказа. С этой типографией мы работаем уже давно и вопросов по качеству не возникало. Однако в установленный срок нам выдали первую часть тиража с такой толщиной поля, мотивируя тем, что картон нужной толщины в Украине отсутствовал (резкий скачок курса доллара, не ввозили, ждали, что будет с ценой). Мы приняли решить отправить предзаказ – не хотели затягивать сроки. Наверное это была ошибка с нашей стороны и будет уроком на будущее. Поле мы уже «исправили». И, ориентируясь на отзывы, добавили подставок по количеству персонажей и монстров.
    Немного о самой игре (более подробно скоро напишу на Тесере): да для опытных настольщиков выстроить кооперативную стратегию труда не составит, но для детей все не так очевидно. А кооперативный режим игры писался именно для игры с ними. Усложнить можно всегда, например выложив Мантикору после первого хода 
    Про режим PvP, нападать на игрока смысл есть с первого хода – хотя бы для того, чтоб тебе досталось больше тайлов дорог и монстров (ой как не просто победить монстров, до нормальной прокачки, у нас на игротеках море героев убилось о 3-ки). А после первого артефакта, любой персонаж – очень хорошая добыча. Сегодня играли турнир в ClubBoardGames из 6 партий PvP в 2-х Мантикору не пробили персонажи с хорошим обвесом.
    Отдельное спасибо за предложения по расширениям, игра их предполагает. В разработке новые монстры, другие заклинания и карты событий.

  6. Может, просто у нас так вышло, не знаю. Но монстры убивались без проблем даже не прокачанными персонажами. Только гном нарвался на самого крупного и тот его здорово потрепал.

  7. Мобы нераскачанными персонажами убиваются с трудом, это есть, должно быть везение на кубике. Ну да ладно, что я ворчу, детям нравится и хорошо:) Правда, не знаю, когда они смогут сыграть без помощи взрослых…

  8. Приятных игр, еще раз спасибо за обзор. Будем рады услышать от вас любые идеи по развитию игры.

  9. Маленькое уточнение по легенде:
    Многокоратных нападений мантикоры на город не было — с ним она справилась с первого раза.
    А далее занялась ландшафтным дизайном городских окрестностей с использованием высокотемпературной термической обработки.

  10. Кстати, возможно, для детей игра будет хороша. Я ведь рассматривал игру с позиции взрослого игрока.

  11. >Приятных игр, еще раз спасибо за обзор.

    Не за что. Я по «Адмиралу» мог бы написать 😉

  12. >Будем рады услышать от вас любые идеи по развитию игры.

    А запросто. У вас есть река, которая не используется и Огненный Путь, из которого можно еще что-то выжать. Например, можно попробовать с какой-то целью воздействовать на них заклинаниями. Замораживающее, например, чтобы по ним можно было с какой-то целью ходить. Ну или просто ходить, не прокладывая там тайлов, если огонь погашен, а вода заморожена.

    Еще можно сделать монстров передвижными. Не так глобально, как в «Андоре», а каким-то образом, который не заставить переделывать карту. Например, специальной колодой, как в «Ужасе Аркхэме».

    Тогда можно будет выманивать особо крепких монстров на замороженную реку и плавить лед огненным заклинанием.

    Можно еще сделать добавочный кусок карты, на котором разложить заклятия других стихий — земля, вода, воздух… что угодно. А с этим всем да с выкладываемыми дорожками можно каких угодно приключений навертеть.

  13. >Маленькое уточнение по легенде:

    Точно, напутал. Помнил, что не один раз она туда летала 🙂

  14. Идея с рекой мне тоже нравится, ее можно обыграть в дополнениях. Спасибо.
    А на счет добавочной карты — есть мысль в тайлы дороги замешать телепорт в «новые земли».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*