Настольная игра BattleLore (вторая редакция): ход игры

Это третья и заключительная статья о второй редакции настольной игры BattleLore. В первой статье мы говорили о том, как вторая редакция преобразила эту замечательную настолку, а во второй познакомились с армиями Утхук Йи’ллан и лордов Дакана, о противостоянии которых и рассказывает игра. Сегодня же я расскажу, как формировать поле боя и управлять войсками.

Каждая игровая партия представляет собой сражение между двумя армиями. Оно происходит по заранее определенному сценарию, по условиям которого составляется игровое поле и размещаются отряды. Также сценарии задают некоторые особые условия. Например, каким образом игроки могут получать дополнительные победные очки.

Сформированное игровое поле
Сформированное игровое поле

Сценарий формируется следующим образом: игроки берут в закрытую по три карты сценариев, тайно выбирают по одной из них и одновременно вскрывают. На каждой из карт изображена «домашняя» половина поля игрока, который ее разыграл. После этого игроки раскладывают на игровом поле тайлы ландшафта.

Готовый сценарий
Готовый сценарий

В игре есть шесть видов ландшафта: равнины, леса, холмы, реки, здания и штабные шатры.

Равнина — самая обычная местность, не имеющая каких-либо особенных свойств. Для ее обозначения нет специальных тайлов, поскольку чистое игровое поле представляет собой одну большую равнину, на которой затем отмечаются остальные виды ландшафта.

Это все равнина
Это все равнина

Леса замедляют передвижение отрядов, так как, зайдя в лес, они должны остановиться. Хотя из этого правила бывают исключения. Например, в одном из сценариев подразделения Утхук Йи’ллан могут передвигаться по лесам без ограничений. Да и Птице Рух лес не помеха.

Лес
Лес

Влияют леса и на течение боя. Сила укрывшихся в нем отрядов и тех, кто эти отряды атакует, не может превышать двух, хотя это значение может быть увеличено за счет различных модификаторов. В некоторых случаях леса отлично подходят для укрытия лучников, ведь их сила и так равна двум, так что штрафов к атаке они не получают, в отличие от атакующего их противника.

Кроме того, леса перекрывают поле зрения, так что стрелять сквозь них нельзя.

Здание
Здание

Здания также относятся к блокирующим видам ландшафта и не простреливаются, хоть укрытые в них войска можно атаковать как ближним, так и дальним боем. Но отряды, закрепившиеся в здании, могут игнорировать одну единицу урона от любого эффекта. Лорд Хаоса не может занимать здания из-за своего исполинского роста.

Холм
Холм

Холмы тоже блокируют поле зрения, но с их вершин лучники могут вести огонь сквозь другие отряды, которые в остальных случаях перекрывают обзор.

Река
Река

Реки, пересекающие поле боя, непроходимы для всех видов войск, кроме Птицы Рух, за исключением положений нескольких сценариев. Тем не менее перейти через них можно по мосту или вброд. Места бродов на своей стороне каждый игрок отмечает при подготовке сценария.

Если река обрывается посредине карты, что совсем не редкость в условиях случайно собранного из двух кусков поля боя, на конце реки ставят тайл с озером. Это делается исключительно ради эстетики, так что озеро по своим свойствам абсолютно идентично реке. На нем даже можно разместить брод.

Обрывающиеся реки завершаются озерами
Обрывающиеся реки завершаются озерами

Реки играют очень важную стратегическую роль. Если прижать вражеский отряд к реке, то разгромить его будет гораздо легче. Ведь отступить дальше реки он не сможет и за каждое невыполненное отступление будет терять по одному бойцу. Для загона противника в засаду лучше всего подходят Потрошители Утхук Йи’ллан и даканские Стражи Цитадели со своим навыком погони.

Шатры обеих армий
Шатры обеих армий

Штабной шатер — это единственный вид ландшафта, который выставляется на поле не по условиям сценария, а по желанию игрока. Причем это делается не на этапе подготовки поля, а во время сбора войска.

Шатер дает пять дополнительных очков сбора армии к основным пятидесяти, так что благодаря ему можно собрать немного более сильное войско или же набрать начальный запас мудрости, поскольку неиспользованные очки сбора конвертируются в мудрость. Но приносит он и дополнительные хлопоты.

Нам бы день простоять да ночь продержаться
Нам бы день простоять да ночь продержаться

Если неприятель захватит ваш шатер, он получит за это сразу два победных очка. При этом укрыть шатер в тылу не удастся — он должен располагаться на передней линии войск. Так что, устанавливая шатер, не помешает обеспечить для него все меры безопасности, включая прикрывающие отряды и труднопроходимый ландшафт.

Играя за Утхук Йи’ллан, можно дополнительно окружить шатер смертоносными роями, которые служат чем-то вроде минного поля. Но для этого необходимо иметь на руках специальную карту мудрости.

Два роя окружают шатер
Два роя окружают шатер

Для расстановки отрядов игроки используют карты позиций. Карты отрядов, выставляемых на поле боя рубашкой вверх, смешиваются с картами-пустышками, на которых изображены изготовленные из соломы манекены.

Примеры карт позиций
Примеры карт позиций

Таким нехитрым способом разработчики ввели в игру туман войны, благодаря которому соперники видят реальную расстановку сил только после того, как все приготовления закончены. Поэтому, расставляя войска на поле, игроки исходят только из условий сценария. И только тогда, когда все карты позиций выложены, игроки одновременно вскрывают их и расставляют своих бойцов.

Войска расставлены, но противники еще не видят друг друга
Войска расставлены, но противники еще не видят друг друга

Игроки управляют своими отрядами, разыгрывая карты маневров. Поле разделено на три части двумя вертикальными линиями, а на карте указано, сколько отрядов можно активировать в текущем ходу и на каких участках поля они должны быть расположены. Отряд, стоящий на гексе, через который проходит разделительная черта, относится одновременно к двум частям, благодаря чему становится мобильнее.

Карты маневров
Карты маневров

Этим свойством не стоит пренебрегать, развивая атаку. Без подходящих карт отряд может наглухо застрять посередине поля и стать легкой добычей для противника. Но при необходимости игрок может разыграть любую карту маневра, чтобы дать команду одному-единственному отряду, независимо от того, где он находится.

Карты маневров бывают и такими
Карты маневров бывают и такими

Но бывают и такие карты, с помощью которых можно давать приказы определенным видам войск. Они обычно усиливают свойства отрядов, активированных с их помощью. Например, эти войска могут получить дополнительное движение или провести более мощную атаку.

Оба игрока используют общую колоду маневров, но у каждого из них есть еще и собственная колода мудрости. Мудрость позволяет разыгрывать различные эффекты, позволяющие выполнять дополнительные маневры и атаки, восстанавливать раненые отряды, получать добавочные победные очки и выполнять другие полезные действия.

Мудрость - великая сила
Мудрость — великая сила

Однако за один ход можно разыграть не больше одной карты мудрости. Кроме того, розыгрыш такой карты требует уплаты определенного количества жетонов мудрости. Это что-то наподобие маны для заклинаний в других играх.

Боевые столкновения решаются с помощью игральных костей со специальными символами. Количество бросаемых кубиков соответствует показателю силы отряда и меняется за счет различных модификаторов. Исходя из этого, более сильный отряд не обязательно победит слабый. Если бросок будет неудачным, то тут уже ничего не попишешь. Но чем больше костей бросает игрок, тем больше вероятность выпадения нужного результата.

Игральные кости
Игральные кости

Ну и, конечно же, нужно стараться создавать на поле ситуации, дающие дополнительные шансы на поражение врага. Я уже писал выше, что если врагу некуда отступать, он будет нести урон. То есть отступление в таком случае превращается в дополнительный ущерб. Также нужно стараться максимально эффективно использовать свойства своих отрядов и ландшафта, чтобы выжать из них все возможные преимущества. Если не можете усилить свою атаку, значит, постарайтесь ослабить вражескую.

В BattleLore есть еще много интересных нюансов, но я не буду их здесь расписывать, поскольку они подробно изложены в правилах игры, а того, что я уже написал, достаточно, чтобы понять сущность настолки и определиться, насколько она соответствует вашим вкусам.

Войска готовы к бою
Войска готовы к бою

Напоследок хочется сказать несколько слов о дополнениях. Как и классическая игра, вторая редакция BattleLore постоянно расширяется за счет новых армий и различных нейтральных существ, которых можно привлекать на свою сторону. Кроме того, вышло два дополнения, добавляющих новые отряды к уже имеющимся в базовом издании армиям. Но в России ни одно из них пока еще не было локализовано, а поскольку кроме миниатюр в комплект входят и соответствующие им карты, игроки, не владеющие английским языком, не смогут насладиться игрой в полной мере.

Конечно, можно вложить в протекторы карт листочки с переводом. Тем более что многие так и делают. Но игра с листочками, закрывающими прекрасный арт, — это совсем не то что игра в качественно локализованную настолку.

Статья написана для проекта poisk-podbor.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*