«Андор» — это, наверное, одно из самых ярких событий настольного игрового мира, случившихся в 2012 году. Игра поражает своей глубиной и возможностями. В роли одного из четырех героев вам предстоит выполнить множество заданий и совершить кучу героических подвигов.
Это кооперативная настолка, в которой игроки совместно действуют против монстров и обстоятельств, управляемых игровой механикой. Этим «Андор» напоминает игру «Рубеж Брестская крепость». Но только этим.
Игра разработана германским иллюстратором настольных игр Михаэлем Менцелем. Настольная игра «Андор» — его дебютный проект. И дебют, что и говорить, удался.
Для России «Андор» локализован компанией «Звезда». Одну из ее локализаций, — настольную игру «Хоббит», — мы недавно с вами уже рассматривали.

«Андор» находится в коробке размерами 29,7×29,7×7 см. Коробка довольно увесистая, ее масса превышает два килограмма. Она очень красиво оформлена, но это относится не только к коробке, но и ко всему игровому комплекту, ведь Михаэль Менцель – прежде всего художник.
Открываем коробку и смотрим, что дает ей такой вес.

В коробке должно лежать двухстороннее игровое поле, две колоды карт (карты событий и карты легенд), четырнадцать деревянных маркеров, двадцать кубиков, сорок одна пластмассовая подставка для фигурок персонажей, фишка рассказчика, пятнадцать пакетиков для хранения компонентов, правила игры и памятка с основными ее принципами, а также пять плотных картонных листов, из которых нужно выдавить все остальные элементы. Ведь все вышеперечисленное – это только малая часть игрового набора.

Сразу хочу пояснить, почему я говорю «должно лежать». Дело в том, что с комплектацией мне не подфартило. В доставшемся мне экземпляре «Андора» оказалась одна лишняя форма с компонентами и не хватает одного из кубиков. Такое иногда случается и нормальные магазины без проблем меняют подобные комплекты, если товарный вид не нарушен. Так что прежде, чем выдавливать элементы игры из форм, не поленитесь проверить комплектацию. Мало ли.

А на формах еще много чего интересного. Там находятся даже башня и дракон, требующие сборки. Там же в числе прочего размещены фишки наших героев, монстров, враждебных и дружественных персонажей. Все эти фишки перед игрой нужно выдавить из картона и установить в пластмассовые подставки.
Несмотря на то, что героев всего четыре, игровых фишек аж восемь. Просто разработчик учел, что игроки могут захотеть вести персонажа не только определенного класса, но и определенного пола. Так что для каждого персонажа есть как мужская, так и женская фигурка, хотя на игру это влияния не оказывает.

Доступны четыре класса героя: воин, гном, маг и лучник. У каждого из них есть своя особенность.
Так, например, воин, напившись воды из колодца, получает не три очка воли, как все остальные, а пять.
Гному в гномьих шахтах продадут вдвое дешевле очки силы.

Маг может перевернуть брошенный кубик на противоположную сторону. Причем, не только свой, но и любого персонажа, который помогает ему в бою.
Лучник может атаковать монстра, находящегося на соседней области. Прочие герои для этого должны находиться на одной клетке с монстром. Хотя другие персонажи вполне могут купить себе у торговца луки и получить такую же способность. Но у лучника больше всего кубиков, которые можно бросать в бою. Правда, в отличие от прочих персонажей, он кидает их не сразу, а по очереди.
Все характеристики героев отмечаются на специальных картах. На этих картах выкладываются и различные предметы, находящиеся в распоряжении персонажей. Нельзя взять предмет, если в инвентаре для него нет места.
Если персонажи стоят на соседних областях, они спокойно могут меняться друг с другом. А если кто-нибудь из них купит у торговца сокола, то сможет меняться мелкими вещами с товарищем, даже если тот стоит на противоположном конце карты.
Также на карточку персонажа выкладываются заработанные деньги и драгоценности.

Как становится ясно из вышесказанного, деньги в игре лишними не бывают. Их можно тратить не только на очки силы и оружие, но и на прочие вспомогательные предметы. Например, подзорная труба поможет разглядеть, что творится на соседних клетках, если они покрыты туманом. Штука очень полезная, так как в тумане могут скрываться как различные приятные вещи, типа клада или возможности бесплатно повысить силу, так и неприятности, вроде затаившегося монстра. А с трубой вы можете более безопасно планировать свой маршрут, что поможет вам выиграть время.
А время – штука дефицитная. Вся механика игры строго привязана к движению времени. Например, игрок может проходить сколько угодно полей на карте, драться и жить полной жизнью, лишь бы это укладывалось в отведенное ему на день время. Каждое пройденное поле или проведенный раунд боя – это час на шкале времени, отмеряемый специальным маркером.

На день игроку отводится только семь часов. Если очень хочется – десять, но за каждый час свыше семичасового лимита теряются очки воли.
Тем временем, каждый день фишка рассказчика продвигается вверх по своей шкале к финальной отметке (кроме того, она продвигается за каждого убитого монстра), периодически открывая новые карты текущей легенды, на которых даются новые задания, которые необходимо выполнить до конца игры. А задания бывают самые неожиданные, в связи с чем иногда приходится срочно перепланировать свои действия. Ведь если не выполнить задание в срок, миссия будет провалена и придется начинать текущую легенду сначала.

Кроме выполнения заданий, игрокам постоянно приходится отражать атаки монстров, движущихся к замку. Если количество монстров, проникнувших в замок, превысит определенный порог, игра будет сразу же проиграна. Это количество зависит от числа игроков. Если играть вчетвером, безнаказанным останется проникновение лишь одного монстра, так что зевать будет некогда.
Впрочем, в некоторых легендах можно приводить в замок крестьян, что позволяет увеличивать предельное число монстров, осаждающих крепость.
Но пора бы уже рассказать и об игровом поле, на котором будут развиваться события.
Как уже говорилось, поле игры «Андор» имеет две стороны. На одной стороне изображена часть королевства, на другой – мрачные подземелья и шахты. Где будут развиваться события, зависит от текущей легенды.
Поле очень большое. Его размеры составляют 84×56 см. Оно даже слегка не помещается на моем тестировочном столе, который я по совместительству использую и как игровой. Поэтому для лучшего обзора я фотографировал его на полу.

Не успел я отвернуться, как на поле появился первый монстр. Хороший знак. Наш монстр не полезет туда, где ему неуютно.

Игровой мир прорисован очень тщательно и детально. Даже просто рассматривать карту очень интересно.
Но самое интересное – это то, что в соответствии с игровой механикой карта может меняться. Например, может рухнуть мост. В таком случае на него кладется специальный маркер. Туман стелется только у воды, а лес может загореться, что точно вам не понравится, если вы будете в нем находиться.
Основы игры очень просты и доступны даже детям. Сценарий каждой игры задается картами выбранной легенды. Всего легенд Андора пять. Первая и вторая легенды – вводные. Они учат вас передвигаться, сражаться с монстрами, пользоваться предметами и так далее. То есть все обилие возможностей не вываливается вам на голову одной кучей, а постепенно растолковывается уже в процессе игры, поэтому важно играть доступные легенды по очереди.

Некоторые люди переживают насчет реиграбельности сценариев игры. Хочу сказать, что вряд ли есть смысл переигрывать первые два сценария, в случае удачного их завершения. Они обучающие, а стало быть, одноразовые.
Другие же сценарии можно переигрывать множество раз, используя различные решения.
А еще в комплекте есть чистые карточки шестой легенды, чтобы вы могли придумать ее самостоятельно. Это дает возможность поклонникам «Андора» самостоятельно разрабатывать и делиться с другими игроками своими сценариями.
Кроме того, к игре ожидается дополнение. Михаэль Менцель даже сообщил его название. Оно будет называться Der Sternenschild. Так что мир Андора теоретически бесконечен.

В общем, игра мне очень понравилась. Глядя на все многообразие возможностей и тщательно проработанную механику, очень сложно поверить, что игра сделана автором, не выпустившим до этого ни одной игры.
Замечаний у меня только два.
Во-первых, неверно указана комплектация. В памятке написано, что должно быть четыре зеленых и пять синих кубиков, а на самом деле должно быть четыре синих и пять зеленых. Но это, насколько я понимаю, издержки локализации, причем не критические.

Во-вторых, расстраивает отсутствие органайзера. Все-таки мелких элементов очень много, причем в отдельных легендах используются не все из них. Мы читаем, что нам нужно, чтобы начать игру и начинаем рыться в обилии пакетиков. Быстро найти нужные компоненты непросто, даже если они рассортированы по отдельным пакетам.
Upd: Как выяснилось, ошибкой в комплектации косяки локализации отнюдь не ограничились. Кроме того, в правилах есть некоторые пробелы. По частым вопросам, связанным с правилами «Андора», я написал отдельную статью.