Настольная игра «Агрикола»

«Агрикола» — один из популярнейших представителей настольных игр европейской школы последних лет. Игрокам предстоит примерить на себя роль фермеров, поднимающих сельское хозяйство в XVII веке. Множество вариантов развития, неповторимость каждой партии и наличие облегченного семейного режима делают игру прекрасным развлечением как для взрослой компании, так и для детей.

Популярность фермерской тематики в современных играх очень высока. Игроделы активно эксплуатируют ее как в компьютерной области, где фермерские казуалки выходят целыми сериями, так и в настольной, где игр крестьянско-фермерской направленности тоже хватает.

«Агрикола» — это, наверное, наиболее популярная на сегодняшний день настольная игра подобного рода. Она была разработана в 2007 году известным немецким геймдизайнером Уве Розенбергом и в этом же году получила награду Meeples’ Choice Award. А в 2008 году награды посыпались как из рога изобилия, и к настоящему моменту их число перевалило за десяток.

Слово «агрикола» на латыни означает «фермер». Игрокам предстоит построить с нуля преуспевающее хозяйство и обойти конкурентов, которые стремятся вырвать победу из-под носа. Но в игре есть режим и для одного игрока, так что, если очень хочется, можно сыграть и в одиночку. А вообще, в «Агриколу» можно играть компанией до пяти человек.

Действие разворачивается в Европе в конце XVII века. Страшная эпидемия чумы осталась позади, и пришла пора обустраивать свой быт.

Коробка с игрой
Коробка с игрой

В игре очень много компонентов, обозначающих строительные ресурсы, выращиваемый урожай, скот, еду и другие не менее важные вещи.

Строительные ресурсы бывают четырех видов. Это дерево, глина, камень и тростник. На полях можно выращивать зерно и овощи, а из живности на ферме водятся коровы, овцы и свиньи. Фишки животных аккуратно выпилены из дерева и смотрятся просто отлично.

Пакеты с деревянными компонентами
Пакеты с деревянными компонентами

Игрового поля в привычном понимании тут нет. Его роль выполняют картонные планшеты. Из трех таких планшетов собирается основная игровая зона, которая используется игроками для получения разнообразных ресурсов. Такое собранное поле по большей части наполняется специальными картами, на которых указано, какие действия может выполнить игрок, выставив сюда своего работника.

Карты, выкладываемые на планшеты, отбираются перед партией в зависимости от количества игроков, так что содержимое ячеек при разном составе меняется. Такое решение призвано сохранить игровой баланс, и со своей задачей оно справляется. Часто ведь бывает так, что игра, в которую интересно играть вчетвером-впятером, просто уныла, когда в нее играют два-три человека. Здесь такого нет. Разработчик приложил максимум усилий, чтобы как следует сбалансировать игру.

Общая игровая зона
Общая игровая зона

Также у каждого настольного фермера есть свой персональный планшет, где схематически изображена его ферма. Изначально в распоряжении земледельца есть скромная деревянная хижина из двух комнат и земельный надел из тринадцати участков. Эти участки он может по своему усмотрению использовать под расширение жилища, вспашку полей и обустройство выгонов, на которых будет содержаться скот.

После того как участок оборудован под какую-то задачу, изменить его назначение уже нельзя, поэтому необходимо разработать правильную стратегию развития хозяйства. Ведь каждая ошибка может привести к тому, что семья останется без еды и будет вынуждена просить подаяния, а это негативно скажется на победных очках.

Есть в игре еще один планшет. На нем выкладываются карты особых улучшений, которые фермеры будут изучать по ходу игры.

Основные улучшения на своих местах
Основные улучшения на своих местах

В начале игры под управлением каждого игрока находится семья из двух человек. Каждого из них он может использовать для каких-то занятий вроде добычи ресурсов, работы на ферме или изучения способностей, которые помогут ему эффективно распорядиться имеющимися в распоряжении материалами.

Например, если у игрока накапливается излишек глины, он может построить глиняную мастерскую, которая будет приносить ему дополнительное пропитание. А плита повара увеличивает количество еды, получаемой из зерна, аж в три раза.

В свою очередь, еда является самым главным ресурсом, поскольку после каждого урожая семью нужно кормить. И если в первых раундах можно перебиться какой-то случайной добычей вроде рыбной ловли или поденщины, то в будущем этого будет недостаточно, ведь в семьях рождаются дети и случайной еды на всех не хватит.

Каждый рожденный ребенок — это не только еще один голодный рот, но и дополнительная пара рук. И пусть еды теперь требуется больше, но зато за один раунд игрок может выполнить еще оно действие. Хотя перед каждым увеличением семьи стоит убедиться, что еды хватит на всех.

Так выглядит процветающая ферма
Так выглядит процветающая ферма

Кроме того, принцип «семеро по лавкам» здесь не работает. Каждому ребенку требуется отдельная комната, так что фермеру придется время от времени достраивать свой дом. Всего можно построить до пяти комнат, но, на мой взгляд, оптимальным количеством являются четыре работника, так что строиться дальше не имеет смысла. Тем более что если пополнение в семье произошло неожиданно, без отдельной комнаты можно обойтись. Но тут уже кто каким путем пойдет. Возможно, вы управитесь и с оравой из пяти нахлебников.

Время от времени свое жилище полезно перестраивать. Для начала его можно улучшить до глиняной мазанки, а затем — до полноценного каменного дома. На качество жизни семьи это никак не влияет, но в конце игры комфортабельный дом дает неплохое количество победных очков.

Тайлы комнат сделаны очень практично. Например, с одной стороны нарисована комната хижины, а с другой — комната мазанки. Обновляя жилье, игрок просто переворачивает тайлы. С одной стороны, это сокращает количество компонентов. С другой — экономит время, ведь искать в коробке новые элементы жилища придется только при достройке комнат и обновлении до каменного дома. А на обратной стороне каменных комнат нарисованы пашни.

Тайлы комнат
Тайлы комнат

Что касается приусадебного хозяйства, следует определиться, делать упор на выращивание зерна и овощей или же на животноводство. В одинаковой степени развить и то и другое не получится. Тем не менее желательно содержать на ферме некоторое количество второстепенных для вас сельхозпродуктов. За них в конце игры тоже будут начислены дополнительные очки.

Опираясь на выбранную стратегию развития, игроки изучают новые занятия и осваивают различные улучшения. Кроме уже упомянутых выше основных в игре есть и простые улучшения, а также занятия, которые можно вводить в игру с помощью специальных карт. Этих карт в игре очень много. Они разделены на три внушительные колоды. В каждой партии используется одна из этих колод или одна большая, составленная из них. Таким образом, состав улучшений и занятий на руках у фермера повторяется крайне редко, что, конечно же, очень сильно разнообразит каждую партию, а следовательно, и стратегию.

Карт очень много
Карт очень много

Чтобы засеять поле, его для начала нужно вспахать. При этом на планшет выкладывается тайл с изображением пашни. После этого поле засеивается семенами из запасов, а затем начинает давать урожай. Если засеять поле пшеницей, то до следующего посева оно будет приносить урожай три раза, а если овощами — только два.

Для разведения скота нужно оборудовать огороженные специальными заборчиками выпасы. Кроме того, одну зверушку можно взять в дом в качестве домашнего любимца. И не важно, что это корова или поросенок. Но при таком подходе количество скота, который содержится на ферме, будет очень ограниченным.

Для того чтобы содержать большое поголовье, нужно строить хлева. Наибольшее количество скота вмещает хлев, расположенный внутри огороженного выпаса.

Правила игры
Правила игры

Игра состоит из шести этапов, разбитых на четырнадцать раундов. Эти этапы разделены между собой урожаями, во время которых необходимо отдавать часть еды на пропитание семьи. При этом по ходу игры этапы становятся короче. Если первому урожаю предшествуют четыре раунда, то последнему — только один. Это значит, что к концу игры постоянный прирост еды на ферме должен быть налажен так, чтобы и на пропитание хватало, и в закромах что-то оставалось на посевы да на черный день.

Компонентов, как уже говорилось, в игре много, но все равно рано или поздно наступает момент, когда их не хватает. На этот случай автор предусмотрел специальные жетоны, служащие для умножения ресурсов. Кладем фишку пшеницы на жетон «4x» и получаем четыре пшеницы из двух компонентов.

Игра может показаться сложной для неопытных игроков или для детей, поэтому в ней предусмотрен упрощенный семейный режим с облегченным геймплеем.

В семейном режиме используются свои планшеты поля и карты. Также он отличается от обычного тем, что в нем отсутствуют простые улучшения и занятия. Может, кому-то такой вариант будет интересен, но полноценная игра гораздо глубже и для максимального удовольствия лучше сразу осваивать ее.

В начале игры я вскользь упоминал о сольном режиме «Агриколы». Конечно, настольные игры — это развлечение для компании, но раз уж разработчики добавляют одиночные режимы в свои игры, значит, это кому-то нужно. Игра в одиночку отличается некоторыми особенностями, но в целом игровой процесс приближен к варианту игры вдвоем. Уве Розенберг также ввел в игру возможность сыграть серию сольных партий.

Оборотные стороны планшетов заняты игровыми примерами
Оборотные стороны планшетов заняты игровыми примерами

Ну и напоследок о впечатлениях.

Честно говоря, сначала игра меня не заинтересовала. Фермерская тематика мне не особо интересна. И даже множество положительных отзывов об «Агриколе», а также солидная коллекция заработанных ею наград меня не прельщали. В конце концов, в многочисленные компьютерные фермы масса народу играет и просит добавки, а мне от всего этого просто скучно.

Но такое отношение продолжалось ровно до первой партии в эту настолку, во время которой я лишний раз убедился, что хорошая игра хороша в любом сеттинге. При погружении в игровой процесс тематика отходит на второй план, а все внимание захватывает планирование. Да, мы пашем землю, выращиваем сельхозкультуры и разводим скот, но здесь важнее не то, что мы делаем, а то, как и в каком порядке мы это делаем. Ведь свои фермы будут у всех игроков, но победа достанется самому дальновидному и расчетливому. Поэтому «Агрикола» отлично подойдет любителям настольных игр, заставляющих игроков хорошо подумать над стратегией каждой отдельной партии.

Большая вариативность, достигаемая за счет разнообразия карт занятий и улучшений, делает каждую партию неповторимой. Конечно, основная часть игры остается прежней, но какие-то обстоятельства вынуждают игроков уделять больше внимания добыче определенных ресурсов.

Продолжительность партии напрямую зависит от количества игроков. В среднем на каждого участника приходится примерно 20-30 минут игрового времени.

Статья написана для проекта poisk-podbor.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*