Настольная игра BattleLore: экскурс в историю

Если судить по описаниям настольных игр из вселенной Runebound, может показаться, что мир Терринот, где разворачиваются события этой линейки игр, является настоящим оплотом сил зла, в котором нормальных людей днем с огнем не сыщешь. Какую игру ни возьми — везде приходится зачищать приспешников зла в промышленных масштабах. Тем не менее темные силы в Терриноте не доминируют. Вернее, пока не доминируют, но очень хотят. А вторая редакция настольной игры BattleLore открывает завесу над очередной попыткой негодяев подмять Терринот под себя.

Как BattleLore стал тем, что он есть

BattleLore — тактическая игра для двух полководцев, чьи армии не раз схлестнутся в кровопролитных боях. Я не случайно упомянул вторую редакцию в связи с событиями в Терриноте, поскольку судьбы BattleLore и вселенной Runebound переплелись совсем недавно.

Оригинальный BattleLore был выпущен в 2006 году компанией Days of Wonder. Игру придумал Ричард Борг, и в ее основе лежит разработанная Боргом система Command and Colors, ставшая основой для целой линейки тактических игр, самой известной из которых в России является Memoir ’44.

Первая редакция игры посвящена альтернативному развитию Столетней войны. Альтернативность событий в основном заключается в том, что наравне с людьми в битвах принимают участие различные фэнтезийные персонажи. Играющая публика приняла настолку тепло, что способствовало быстрому расширению вселенной. К BattleLore вышло множество дополнений, добавляющих в игру множество интересных вещей, некоторые из которых вошли в базовую версию второй редакции.

Коробка первой редакции
Коробка первой редакции

В сентябре 2008 года произошло событие, ставшее в судьбе игры поворотным: издательства Days of Wonder и Fantasy Flight Games (FFG) сообщили о передаче прав на игру и все сопутствующие дополнения компании FFG. Новый издатель в дальнейшем продолжил развивать настолку, выпустив еще несколько дополнений, а в 2013 году выпустил вторую редакцию BattleLore.

Новость о грядущем релизе взволновала настольщиков. С одной стороны, обновленные редакции настольных игр почти всегда привносят различные улучшения, а также исправляют недочеты, не выявленные на стадии тестов оригинала. С другой стороны, действие переносилось в Терринот, а заявленные изменения были настолько радикальны, что от начальной игры почти ничего не осталось.

Поклонники классической версии утверждают, что компания FFG просто использовала именитый бренд, «убив» знаменитую игру, но признают, что некоторые решения второй редакции весьма удачны и не помешало бы добавить их в старый BattleLore. Да и вообще суть большинства претензий сводится вовсе не к тому, что игра получилась слабой. Тем более что это далеко не так.

Если бы FFG выпустила настолку как самостоятельный продукт с другим названием на коробке, то и претензий было бы гораздо меньше. Но и усилий на раскрутку понадобилось бы больше. А так сочетание названий BattleLore и Runebound на одной коробке сделало свое дело, и целевая аудитория сразу увеличилась за счет поклонников Терринота.

Коробка второй редакции
Коробка второй редакции

Игрокам, которые не сталкивались с первой редакцией BattleLore, игра пришлась по вкусу. Этим людям нечего было сравнивать, и с игрой они знакомились без пессимистических настроений, терзавших поклонников классики. Характерно, что на главном «настольном» интернет-ресурсе BoardGameGeek вторая редакция имеет более высокую оценку, что с учетом ее нежного возраста очень показательно.

Что же изменилось

Поскольку вторая редакция BattleLore имеет очень много отличий от первой, мы рассмотрим только наиболее существенные изменения. Тем более что некоторые новшества, вошедшие в базу, все-таки уже были в старой игре, но не в базовом комплекте, а в дополнениях к нему.

Прежде всего игровое поле увеличилось в размерах. Игра теперь требует больше места, но на большом поле играть интереснее — глубже погружаешься в происходящее. К тому же фигурки бойцов тоже подросли. Теперь их удобнее перемещать по полю и рассматривать. Художественное оформление элементов поля при этом осталось прежним, в то время как миниатюры в игре совершенно новые.

Армии из первой редакции
Армии из первой редакции

Раз уж изменился игровой мир, то поменялись и армии. Действительно, не тащить же армии из Столетней войны, хоть и с элементами фэнтези, в насквозь фэнтезийный Терринот с его собственными проблемами. Так что история замечательной вселенной Runebound пополнилась новыми главами.

Люди Терринота столкнулись с новой угрозой, как будто старых им было недостаточно. Где-то за северными рубежами Дакана зародился и окреп ужасный демонический культ Утхук Йи’ллан, приверженцы которого стремятся поработить Терринот. Армия зла состоит из культистов, в которых не осталось ничего человеческого, и кошмарных кровожадных монстров.

Нечисти противостоит войско Дакана, через границы которого пытаются прорваться чудовища. В рядах даканской армии сражаются солдаты, которым помогают немногочисленные магические отряды.

Армии из второй редакции
Армии из второй редакции

В первой редакции для того, чтобы различать свои и чужие войска, использовались флаги, которые устанавливались в специальные гнезда на подставках фигурок. Во второй редакции идентификацию упростили, окрасив миниатюры в разные цвета. Отряды Утхук Йи’ллан стали красными, а даканцы — синими.

Количество бойцов в отрядах теперь равняется трем, вместо привычных четырех. Хотя в обеих редакциях есть исключения. Во второй это легендарные отряды, состоящие из одного особенно сильного существа, но подробнее о доступных войсках мы поговорим в следующий раз.

Сценарии первой редакции придуманы заранее
Сценарии первой редакции придуманы заранее

Еще одна интересная особенность второй редакции, добавившая игре новизны, — сценарии боя, формируемые случайным образом. Прежде подготовка к бою осуществлялась по одному из готовых сценариев. Теперь же у каждого игрока есть специальные карты, каждая из которых является половиной сценария. Игроки втайне выбирают одну из имеющихся на руке карт, а затем одновременно вскрывают. Из этих двух составляющих и создается общее поле.

Общая картина созданной таким образом местности выглядит естественно, будто игровое поле было изначально задумано именно таким. Даже реки, обрывающиеся перед неприятельской половиной поля, закрываются специальными заглушками-озерцами, что добавляет полю боя эстетизма.

Сценарии второй редакции генерируются в начале партии
Сценарии второй редакции генерируются в начале партии

Другое отличное нововведение — точки контроля. Победа в игре чаще всего достигается при наборе определенного количества очков. Прежде очки давались за уничтожение вражеских отрядов, что несколько сковывало игру. Ведь при использовании такого принципа приходится не только развивать нападение, но и тратить приказы на отвод в тыл ослабленных отрядов, чтобы противник не добил их, заработав тем самым недостающие для победы награды.

Вторая игра в этом отношении гораздо интереснее, поскольку здесь в большинстве случае очки начисляются за контроль определенных точек. Одни из них отмечаются на поле специальными маркерами по условиям сценария. Другие также формируются условиями сценария, но индивидуально для каждого игрока. Например, один из них может получать победное очко за контроль двух зданий, а второй — за контроль трех видов ландшафта: равнины, холма и леса. Бывают и другие условия.

Благодаря такому нововведению игра развивается динамичнее. Отсиживаться в засаде стало невыгодно, за исключением некоторых тактических приемов. Поэтому игроки стремятся развивать атаки, чтобы первыми занять заветные точки или выбить оттуда врага. При этом они смело могут выбрать тактику «ни шагу назад», используя весь потенциал ослабленных отрядов, потеря которых стала теперь не так критична.

Точка контроля на поле второй редакции
Точка контроля на поле второй редакции

В первой редакции отряды для боя, так же как и поле боя, размещались по условиям готового сценария. Во второй редакции игрок сам собирает свое войско. Отряды можно брать любые, но призыв каждого стоит определенное количество очков сбора, максимальное число которых ограничено.

Из второй игры исчез военный совет, дающий игроку дополнительные возможности. Эту утрату игроки расценили неоднозначно. Одни считают, что с военным советом играть было интереснее, другие считают, что совет обременял игру, так что туда ему и дорога.

Для русскоязычных игроков важно еще и то, что в отличие от первой редакции вторая BattleLore все же была издана на русском языке. В России игру издала компания «Мир Хобби», локализовавшая ранее такие игры по вселенной Runebound, как собственно сам Runebound и Descent с несколькими дополнениями к нему.

Первое знакомство со второй редакцией

А теперь настала пора заглянуть внутрь массивной коробки и посмотреть, что там есть. Первое, что мы видим, сняв крышку, — инструкция по сборке крупных миниатюр. Более мелкие сборки не требуют. Но до миниатюр мы пока не добрались, так что продолжим раскопки.

Содержимое коробки
Содержимое коробки

Дальше находим две большие брошюры. Одна из них содержит правила игры. Вторая же представляет собой справочник, в котором в подробностях разъясняются всякие мелкие нюансы. Авторы рекомендуют для начала познакомиться с основами игры, а к справочнику обращаться по мере возникновения дополнительных вопросов.

Правила игры и справочник
Правила игры и справочник

Под брошюрами лежат несколько картонных форм с компонентами игры. Среди них есть тайлы с элементами ландшафта, жетоны первого игрока, мудрости, победных очков, урона, мостов и бродов, маркеры знамен и некоторых специальных свойств. Качество вырубки хорошее, и элементы легко отделяются от форм.

Затем извлекаем из коробки карты. Их здесь много: карты маневров, мудрости, армий, сценариев, позиций и справочные карты отрядов. В следующих статьях я расскажу, для чего это все нужно.

Формы с компонентами
Формы с компонентами

Ну и, конечно же, миниатюры. Они занимают два объемных пакета, причем некоторые поставляются в разобранном виде. Собираются они простым соединением. Разработчики рекомендуют склеивать их для надежности клеем, но я обошелся без этого.

Часть миниатюр требует несложной сборки
Часть миниатюр требует несложной сборки

Фигурки прекрасно детализированы. Большая часть бойцов показаны в движении, причем реалистично. На поле боя они выглядят очень атмосферно. На мой взгляд, фигурки первой редакции имеют немного больше деталей, но в плане вот этого застывшего движения бойцов новый BattleLore выглядит эффектнее.

Больше всего частей у легендарных отрядов
Больше всего частей у легендарных отрядов

Последнее, что мы находим в коробке, — четыре пластмассовые шестигранные кости с различными символами. FFG явно пожадничала, поскольку количество костей, которые приходится бросать, частенько превосходит четыре. Тем более что одним из первых дополнений к новой игре стал набор из восьми дополнительных костей.

На мой взгляд, это чересчур даже для FFG, которая традиционно делает деньги не только на полноценных дополнениях, но и на всякой второстепенной мелочи. Например, в той же Descent вражеские лейтенанты были представлены картонными жетонами, а их фигурки продавались отдельно. Но то фигурки, а то кости.

На этом пока все. В следующий раз я расскажу о возможностях обеих армий.

Статья написана для проекта poisk-podbor.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*